Томас Лантос: России пора ответить за полученный аванс
Конгрессмен Томас Лантос объяснил "Коммерсанту" и "Эху Москвы", что предлагает исключить Россию из "большой восьмерки", потому что хочет видеть российскую экономику процветающей, а российское общество - свободным. "Суть резолюции не в том, чтобы наказать Россию, но в том, чтобы привлечь внимание российского руководства к тому, что даже лучшие друзья России хотят видеть здесь не только процветающую экономику, но и свободное демократическое общество. А в этих вопросах в последнее время в России наблюдается откат назад", - отметил конгрессмен.
Лантос заявил, что многих людей в США, следящих за событиями в России, не могут не беспокоить некоторые тенденции, обозначившиеся в последнее время. "Среди фактов, вызывающих беспокойство как демократов, так и республиканцев, как либералов, так и консерваторов, отмечу два главных: ликвидацию независимого телевидения и избирательность в судебном преследовании представителей бизнеса", - отметил политик. "В тюрьме находится один из ведущих бизнесменов российских, который был впереди, когда создавались прозрачные компании, он был один из тех, кто первый их стал создавать, и также он был один из первых бизнесменов, которые стали заниматься благотворительностью и филантропической деятельностью, - добавил он. - В США бизнесмены и другие люди находятся в тюрьме после вынесения судом приговора. А до вынесения приговора в тюрьме они не сидят".
Конгрессмен допускает, что за короткий период демократического развития "трудно ожидать чудес", тем более, что Соединенные Штаты "шли к демократии много лет". Лидеры России должны понять, что свобода критики составляет суть свободного общества, считает Лантос.
Когда Россия вступала в G8, со стороны США это был "жест доброй воли", аванс, выданный России в тех условиях, когда там "существовали независимые СМИ, а бизнесмены не подвергались гонениям по политическим мотивам". "И теперь мы стоим перед выбором: либо закрыть глаза на происходящее в России, либо привлечь внимание наших российских друзей к этим негативным моментам. Насколько я мог заметить, президент Путин очень заинтересован в том, чтобы Россия оставалась членом клуба G8. Но если вы хотите быть членом клуба, то должны следовать его правилам, - подчеркивает Лантос. - И я очень надеюсь, что Россия вернется на путь демократии и свободы, воспримет ценности гражданского общества. И тогда я даже не стану выносить резолюцию #336 на рассмотрение палаты представителей, хотя члены комитета приняли ее единогласно." В числе критериев, которые позволят судить о состоянии России, Лантос назвал развитие дел Ходорковского и Лебедева. "Если у правоохранительных органов есть претензии к бизнесменам – например, потому что они не платят налоги, – то они имеют полное право расследовать эти дела, преследовать нарушителей налоговой дисциплины, - допускает конгрессмен. - Но при чем тут взятие под стражу? Особенно когда речь идет о людях со слабым здоровьем, как Платон Лебедев. Цивилизованная власть так себя не ведет".
Отказ в пропуске в Госдуму Лантос расценил как "детское, капризное поведение" людей, которые "не приемлют никакую критику того, что делается, оно недостойно великой демократии, которой, я надеюсь, Россия станет". Он привел пример, как год назад Ширак, Шредер и Путин критиковали американскую внешнюю политику, президента, госсекретаря США, а те организовали встречу со своими критиками на ранчо Буша. В ходе этой встречи было длительное обсуждение вопросов, которые вызывали разногласия, напомнил Лантос. "Так вот, исходить из того, что Россия выше критики, это просто абсурдно, это детское и недостойное поведение... Нужно сказать, что сама цель политической демократии состоит в ведении живых и непосредственных обсуждений, споров. И ведь встречаешься не только с теми людьми, которые с тобой согласны, которые тебя хвалят. Встречаешься также со знающими коллегами, которые имеют другую точку зрения, точка зрения которых отличается от вашей. Я думаю, что некоторым депутатам Госдумы и Совета Федерации еще предстоит очень долго уяснять для себя такую демократию", - заявил конгрессмен.
Комментарий
Комментарий Николая Руденского
76-летний Том Лантос - один из самых заслуженных и уважаемых членов Конгресса США. Еврей по происхождению, он родился в Венгрии, подростком участвовал в деятельности антигитлеровского подполья и чудом спасся от нацистского геноцида, после войны вошел в антикоммунистическое студенческое движение. В 1947 году он приехал в Америку и, получив блестящее образование, стал крупным специалистом в области экономики и международных отношений. С 1981 года Лантос заседает в Палате представителей, являясь одним из ведущих членов комитета по международным делам и уделяя особое внимание проблемам прав человека и демократии.
Вообще-то российским парламентариям было бы, наверное, полезно пообщаться со столь влиятельным политиком и достойным человеком. Но они решили иначе. Прослышав, что г-н Лантос призывает вывести Россию из "большой восьмерки", депутаты обиделись и не велели пускать гостя в свои охраняемые здания. При этом Любовь Слиска высказала предположение, что если бы она приехала в Америку частным образом, ее бы тоже не пустили в Конгресс. Эрудиция немного подвела первого думского вице-спикера: в вашингтонский Капитолий может пройти любой посетитель, не предъявляя никаких документов. И почтенному конгрессмену, должно быть, странно, что в парламент обновленной России без пропуска не сунешься. Впрочем, г-н Лантос, кажется, хорошо осведомлен о наших обычаях и вряд ли станет им удивляться.
С другой стороны, американские конгрессмены вовсе не обязаны восхищаться всеми особенностями нашей политической культуры. Их предложение исключить Россию из "восьмерки" мотивировано как раз тем, что в нашей стране, мягко говоря, не все благополучно с правами человека и демократией. И когда представители правящей партии, заполонившие Думу и Совет Федерации, уклоняются от дискуссии на эту тему с г-ном Лантосом и даже отказывают ему во встрече, они тем самым только подтверждают это наблюдение. Лантос как-нибудь обойдется без беседы со светилами отечественного парламентаризма из "Единой России" и "Родины". А вот репутация нашей страны, о которой на словах так пекутся парламентские патриоты, уже пострадала.
Дословно
Александр Пушкин
...На него старуха не взглянула,
Лишь с очей прогнать его велела.
Подбежали бояре и дворяне,
Старика взашеи затолкали.
А в дверях-то стража подбежала,
Топорами чуть не изрубила.
А народ-то над ним насмеялся:
"Поделом тебе, старый невежа!
Впредь тебе, невежа, наука:
Не садися не в свои сани!"
Любовь Слиска
У нас, наверное, существует определенная процедура, практика, протокол, по какому поводу может появляться в таких струткутрах, как Госдума и Совет Федерации гости. Все это делается в рамках наших парламентских обменов, а когда человек приезжает с частным визитом, вы меня извините. Меня в конгресс США тоже никто не пустит, если я приеду туда с частным визитом.
Газета .Ру, 13.04.2004
Том Лантос
Пять лет назад благодаря историческому шансу Россия получила место за столом ведущих индустриальных держав. Но представители этих стран имеют право приостановить действие приглашения, которое было сделано России. Для этих стран настало время подумать о такой возможности, для того чтобы Россия смогла осознать, какие ценности являются краеугольным камнем демократии, а именно: власть закона и независимость судебной системы, свобода волеизъявления и беспрепятственное участие граждан в политической системе страны.
"Коммерсант", 25.11.2003
Томас Лантос
Сразу скажу, что я, возможно, самый лучший друг России в конгрессе США. Во всяком случае, я единственный конгрессмен во всей истории конгресса США, обязанный собственной жизнью героизму советских войск: меня спасли от гитлеровцев в Будапеште в 1945 году. Кроме того, я восхищаюсь русской культурой, цивилизацией, музыкой, искусством и, главное, русским народом. Я испытывал восторг, когда пал Советский Союз, а Россия впервые на демократической основе избрала главу своего государства – президента Бориса Ельцина. Я впервые приехал в Россию в 1956 году, объездил ее всю и привозил сюда, наверное, больше делегаций конгресса, чем кто-либо другой. И я хочу видеть экономику России процветающей, а общество – открытым, свободным и демократичным.
Я приехал не как политик. Я приехал сюда как основатель парламентской группы по защите прав человека. Наша группа еще с 1980-х годов отстаивала права диссидентов, политзаключенных, отказников. В частности, я участвовал в переговорах по делу Щаранского на последних его стадиях. Мы полагаем, что Ходорковский – политзаключенный. У нас нет никаких иллюзий по поводу российских олигархов. Мы видим, что те из них, кто не выступает против власти, остаются на свободе, а противники подвергаются гонениям. И я очень надеюсь, что дело Ходорковского решится быстро, а российское руководство осознает, что оно вредит прежде всего самой России, поскольку отравляет международный климат и вызывает большие сомнения у наших бизнесменов относительно торжества законности в России.
'Коммерсант' 14.04.2004