Генпрокуратура определилась с формулировкой обвинения Лебедеву
Генеральная прокуратура России обнародовала формулу обвинения, предъявленного главе МФО "Менатеп", совладельцу НК "ЮКОС" Платону Лебедеву.
"Следствием установлено, - говорится в сообщении, опубликованном на сайте Генпрокуратуры РФ, - что Лебедев П.Л., работая президентом ОАО КБ "Менатеп" (Банк "Менатеп") и являясь членом совета директоров АОЗТ "МФО "Менатеп" и ТОО совместное российско-швейцарское предприятие "Рашин Траст энд Трэйд", в г. Москве в 1994 году вошел в организованную группу лиц, созданную и руководимую председателем совета директоров Банка "Менатеп", АОЗТ "МФО "Менатеп" и ТОО совместное российско-швейцарское предприятие "Рашин Траст энд Трэйд" Ходорковским М.Б. с целью завладения путем обмана акциями российских предприятий в период проведения приватизации, и совместно с Ходорковским руководил деятельностью этой группы в процессе совершения преступлений".
"В организованную группу вошли работники банка "Менатеп" и других юридических лиц, подконтрольных банку, Лебедеву и руководителям организованной группы, - отмечают в Генпрокуратуре. - В организованной группе также состояли Чернышева Н.В. - начальник отдела приватизации банка "Менатеп" и Крайнов А.В., работавший в АОЗТ "МФО "Менатеп" и в последующем ТОО совместное российско-швейцарское предприятие "Рашин Траст энд Трэйд" (СП "РТТ")".
"Последние общества, по версии следствия, были подконтрольны Лебедеву и Ходорковскому в связи с тем, что Банк "Менатеп", где они были соответственно президентом и председателем совета директоров, являлся соучредителем этих обществ. Кроме этого, указанные общества были им подконтрольны в связи с тем, что Лебедев был членом их совета директоров, а Ходорковский - председателем совета директоров".
"Согласно распределению ролей в организованной группе были должны: Ходорковский - организовывать и руководить всей деятельностью ее членов, направленной на обманное завладение акциями приватизируемых предприятий; Лебедев, используя свое служебное положение президента банка "Менатеп", - непосредственно руководить действиями членов организованной группы и других лиц, являющихся работниками этой коммерческой организации, и подконтрольных ему структур в процессе совершения преступления и выдавать банковские гарантии подставным коммерческим организациям, от имени которых обманным путем приобретались акции о выполнении финансовых обязательств, которые брались при оформлении сделок купли-продажи, заведомо при этом зная, что эти обязательства выполняться не будут", - говорится в сообщении Генпрокуратуры.
Комментарий
Недоумение адвоката Евгения Бару, казалось бы, вполне оправданно. Брать подписки о неразглашении материалов дела с тем, чтобы самим сообщить широкой общественности о том, в каких именно преступлениях обвиняется Платон Лебедев, - довольно странно. Вряд ли, однако, Генпрокуратура борется за "право первой ночи" с общественным мнением просто так. Да и - вопрос - с общественным ли мнением? Очевидно, что вступить в "переписку" прокуроров заставило письмо Ходорковского, однако открытым остается вопрос, кому они все-таки пишут.
Уже появились первые толкования. Мол, близкий, по слухам, развал дела "ЮКОСа", а также предстоящее условное осуждение Ходорковского так встревожило генпрокурора Устинова, что, страхуясь от возможной ответственности, он решил напомнить обществу в лице "либерала номер один", сколь серьезны совершенные Лебедевым преступления, и что совершались они организованно - под руководством Ходорковского.
Эта версия, впрочем, превращает Генпрокуратуру во вполне самостоятельную фигуру, в коей самостоятельности есть некоторые основания сомневаться. Кажется, более правдоподобной выглядит другая версия, согласно которой прокуроры, не будучи самостоятельны, отвечают уже от лица главного либерала либералу Ходорковскому. И расшифровать этот ответ можно примерно так:
"Спасибо за Ваше письмо. Мы очень рады, что Вам удалось в кратчайшие сроки переосмыслить столь значительный этап нашей общей истории, признав ошибки либералов, а также то губительное влияние, которое они оказали на развитие страны. Тем не менее мы, а также те 90% народа, которых, по Вашим словам, обманывали либералы, хотели бы немного побольше узнать и о Вашем вкладе в историю. Ждем новых писем"...
Дословно
Евгений Бару
(О публикации обвинения на сайте Генпрокуратуры)
Для чего было тогда брать у адвокатов подписки о неразглашении материалов дела?
Интефракс, 01.04.2004
Владимир Краснов
"Организованной группой" можно признать все дееспособное население страны, вследствие его опосредованного подчинения высшему должностному лицу государства. Вначале надо доказать преступность деяний и их результата, и только потом можно утверждать о наличии организованной группы. Следуя же логике обвинения, такой организованной группой лиц является любой коллегиальный руководящий орган хозяйствующего субъекта или субъектов - акционерное общество, компания, все что угодно. Тем более, если значительный пакет акций или долей в них принадлежит одному физическому или юридическому лицу. Если исходить из формулировок обвинения, то удивительно, что оно не квалифицировало "организованную группу" в рамках данного уголовного дела как "преступное сообщество".
"Газета", 02.04.2004