Голодовку заключенных в Ленобласти остановил Леха Иркутский
Заключенные исправительных учреждений и следственных изоляторов Петербурга и Ленобласти прекратили голодовку, сообщили РИА "Новости" в Главном управлении исполнения наказаний Минюста России по региону. Заключенные шести учреждений ГУИH, отказывавшиеся от пищи в течение двух дней 24 и 25 февраля, в четверг утром отправились на завтрак. По неофициальным данным, в акции протеста участовали 5000 заключенных из 15 мест лишения свободы.
В среду в колониях и СИЗО Петербурга и Ленобласти по заявлениям заключенных, отказавшихся от приема пищи, начала работу специальная комиссия из представителей прокуратуры по надзору за соблюдением законности в местах лишения свободы, ГУИH Москвы и Санкт-Петербурга. Причиной акции стала ситуация в исправительной колонии номер 4 поселка Форносово, заключенные которой жаловались на противоправные действия со стороны администрации. В частности, речь шла даже об убийстве.
По результатам переговоров членов комиссии с заключенными голодовку удалось прекратить. По данным издания Фонтанка.ру, переговоры проводило руководство Управления Минюста по Петербургу и Ленинградской области при "посредничестве" сотрудников УБОП с предполагаемым инициатором акции - авторитетным вором Лехой Иркутским. В ходе этих переговоров был достигнут некий компромисс, о котором уже в среду были оповещены обитатели изоляторов и колоний. В чем именно заключается компромисс, пока неясно.
Фонтанке.ру стала известна возможная предыстория начавшейся акции. По имеющейся информации, по всем 16 учреждениям ГУИН было разослано письмо ("малява") следующего содержания:
"Воровской прогон. С утра 24-го февраля 2004-го года все арестанты должны отказаться от пищи, выдаваемой администрацией "Крестов" и лагерей. Арестанты! Вы обязаны поддержать Старших Братьев и не остаться в стороне. Все мы лишены свободы, а не права на достойную жизнь! Поддержите и докажите своим поступком, что вы заслуживаете большего. Все это предпринимается против произвола и беспредела сук и ментов в "четверке". При прохождении В пр. ознакомиться исключительно всем.
Желаю Золотой Свободы.
Вор Леха Иркутский
Комментарий
Комментарий Григория Пасько:
В тот день, когда стало известно о голодовке питерских зеков, в Москве встречались с журналистами правозащитники и представители ГУИН Минюста РФ. Новость, соответственно, изменила запланированный ход пресс-конференции. Но замначальника ГУИН генерал-майор Сергей Болтков отделался короткой репликой: "По нашему мнению, это не голодовка, а отказ от приема пищи. И это никак не связано с условиями содержания заключенных. Это связано с противодействием криминалитета. Большего не скажу, так как идет выяснение причин..." Сидевший рядом начальник отдела по соблюдению прав человека в уголовно-исполнительной системе полковник Александр Леонов вообще рта не открыл. Кстати, я, будучи в местах не столь отдаленных, ничего про такую должность не слышал и был удивлен, что такая в системе ГУИН вообще существует.
Поскольку генерал с полковником оказались столь немногословны, изложу некоторые свои соображения о голодовке заключенных. Как отметил замначальника УИН по Питеру и области Сергей Поляков, все, кто заявил о начале голодовки, ссылаются на нарушения, имевшие место в колонии номер 4 в поселке Форносово Ленинградской области, однако в самой этой колонии ни одного заявления об отказе в приеме пищи не зафиксировано. У меня сразу же возникает вопрос: кем не зафиксировано? Дело в том, что в соответствии с правилами содержания заключенных жалобу на условия содержания можно подать только дежурному по этажу в СИЗО на утреннем осмотре или начальнику отряда в колонии. Судьба этой жалобы может быть какой угодно, вплоть до того, что ее могут "приобщить" к ближайшей урне.
Как назвать голодовку – голодовкой или отказом от приема пищи – это тоже дело оценщиков. Ну, нравится им "отказ от пищи", и все тут. Но такая словесная эквилибристика явно играет против гуиновцев.
Далее утверждается, что жалобы заключенных на жестокое обращение администрации колоний и "даже убийство" не подтверждаются. Дескать, заявлений с жалобами и требованиями никуда от заключенных не поступало. Опять же, кем не подтверждаются эти факты? Теми, кто заинтересован в том, чтобы не подтверждались? Или независимыми общественными наблюдателями, закон о полномочиях которых несколько лет уже не в состоянии принять наши законодатели из-за мощного противодействия МВД и ФСБ?
А вот перечисленные в "проекте" требования заключенных похожи на правду: это - отстранение от должностей руководства колонией номер 4 и первого заместителя начальника ГУИН Владимира Веселова; прекращение вымогательства у спецконтингента денег со стороны администрации колонии и издевательства над заключенными. Такие жалобы звучат постоянно, хоть и редко доходят до СМИ. И еще ни разу тюремщиков всерьез не наказывали за подобные нарушения закона. Наверняка и на этот раз надзирающая прокуратура ограничится выводом о "необоснованности требований" заключенных-смутьянов. И закончится все, как всегда: особо активных зеков распихают по другим СИЗО и зонам, кое-кому сломают пару ребер, чтоб неповадно было впредь жаловаться, а руководство ГУИН расскажет журналистам, что зеки уже согласились принимать пищу.