КС разрешил узникам ШИЗО сколько угодно встречаться с адвокатами
Конституционный суд РФ постановил, что администрация пенитенциарных учреждений не вправе отказывать заключенному, помещенному в ШИЗО, во встречах с защитниками, сообщает корреспондент Граней.ру. Речь идет о части первой и второй статьи 118 Уголовно-исправительного кодекса. В статье 118 речь идет о ряде ограничений для осужденных, помещенных в штрафной изолятор временного содержания. В том числе, согласно ее положениям, ограничивается количество свиданий. КС пояснил, что в Уголовно-исправительном кодексе свидания заключенного подразделяются на встречи с родственниками и защитниками. Согласно Конституции РФ, право гражданина на получение квалифицированной юридической помощи не ограничивается. Таким образом, установленные статьей 118 ограничения не распространяются на частоту, порядок и продолжительность свиданий с адвокатами, постановил Конституционный суд.
Комментарий
Комментарий Григория Пасько:
К большому сожалению, в уголовно-исполнительном кодексе РФ статей, нуждающихся в разъяснениях Конституционного суда, превеликое множество. И такое же множество положений, явно нуждающихся в корректировке, а то и полной отмене.
Возьмем для примера ту же статью 118, которую Конституционный суд РФ частично подкорректировал своими пояснениями. В части первой статьи сказано: водворенные в ШИЗО осужденные лишаются не только свиданий, но и телефонных разговоров, права на приобретение продуктов питания, на получение посылок, передач, бандеролей…Гулять на свежем воздухе им разрешено один час в сутки. Как видно из этого перечня ограничений, водворение в ШИЗО по сути своей является дополнительным наказанием к вступившему в законную силу приговору суда. Получается, человек дважды наказан за одно и то же преступление. Только теперь уже без суда и следствия, по произволу начальника колонии.
Такое положение дел явно неконституционно. Но, поскольку обжаловано было только лишение свидания с адвокатами в период нахождения в ШИЗО, то остальные ограничения Конституционный суд не рассматривал.
И еще. На практике свидания с адвокатами ограничиваются всегда и везде: в следственных изоляторах, в тюрьмах, в колониях различных режимов. Поводы администрация учреждения придумывает без труда. Она знает, что никакой ответственности за это не понесет. Но особенно бесправны именно осужденные, находящиеся в колонии. Была бы возможность, они бы завалили КС своими жалобами на нарушения администрациями даже такого несовершенного закона, каким является уголовно-исполнительный кодекс. Но вся подлость ситуации в том, что осужденным ограничивают свидания с адвокатами, а их жалобы по почте, как правило, в колониях же и умирают – на столе у цензора.