Устинов о Ходорковском: Не надо делить шкуру неубитого медведя
Генеральный прокурор России Владимир Устинов отверг упреки в "выборочном применении закона" в деле экс-главы НК "ЮКОС" Михаила Ходорковского. Отвечая на вопрос корреспондента журнала "Итоги", Устинов назвал эти обвинения "журналистской выдумкой". Вообще, по мнению Устинова, "дело "ЮКОСа" пока рано обсуждать". "Для того чтобы объективно говорить о нем, надо иметь обвинительный или оправдательный приговор, - подчеркнул генеральный прокурор. - Что делить шкуру неубитого медведя?" "Есть у нас факты нарушения закона, поступает к нам такая информация - то ли в виде сообщений СМИ, то ли в виде обращений депутатов, то ли в виде заявлений граждан, - мы проверяем, - рассказал Устинов. - Если факты подтверждаются, мы привлекаем виновных к ответственности. Вот и все. Поступят новые обращения - будут новые расследования. Это наша работа. Где здесь выборочность-то?"
Генпрокурор подчеркнул, что "основной вопрос - виновен или не виновен Ходорковский - будет решать суд". "Мы же ничего не скрываем: впервые - беспрецедентный случай - мы дали полный текст фабулы обвинения. Поэтому думать о том, что здесь замышляется что-то нездоровое, нехорошее, не стоит, - отметил Устинов.
Генеральный прокурор высказался за открытый судебный процесс по делу Ходорковского. "Я считаю, что в деле нет ничего такого, что могло бы стать поводом для рассмотрения его в закрытом режиме. По крайней мере, мы это дело не засекречивали, никакой тайны из него не делали", - сказал генпрокурор.
Устинов выступил также против идеи финансовой амнистии: "Если человек совершил правонарушение, он должен нести ответственность. Все. А какой здесь еще может быть позиция Генеральной прокуратуры? Ну а если кто-то пять лет назад совершил убийство - почему бы и его не амнистировать? Но этого ведь никто не предлагает. Почему же нужно амнистировать человека, который украл миллиард? Потому что так пишут журналисты, потому что такое мнение имеют отдельные политические деятели? Ну и что: есть закон, на страже которого я и нахожусь. Будут новые выявленные преступления - будут новые уголовные дела. Поэтому подводить здесь какую-то "черту" - это от лукавого".
Устинов также опроверг мнение о том, что в России ускорился процесс вывоза капиталов. По его мнению, из России просто нечего вывозить. "Все наши большие компании держат активы в офшорах. То есть эти капиталы сюда и не прибегали, они давно уже перестали быть российскими, - заявил Устинов. - Возьмем тот же "ЮКОС": где все его активы? За рубежом. И были там, и там остаются. Покажите мне документы, которые свидетельствуют о вывозе капитала! Я, кстати, уже устал просить наших экономистов и министров: дайте мне этот расклад - сколько вывезено, в чем вывезено, почему вывезено? Капитал, конечно, должен перемещаться: расчеты за поставленную продукцию, приобретение новых товаров, уплата налогов, услуг, дивидендов - тысячи вопросов. Естественно, не везде присутствует криминал. Поэтому я и хочу добиться от специалистов и контролирующих органов: скажите, сколько нелегально, незаконно ушло за границу?"
По мнению Устинова, "необходима объективная и конкретная информация о том, что происходит в этой сфере. Чтобы можно было найти нарушителей, возбудить уголовные дела, в конечном счете решить, искоренить эту проблему".
Комментарий
От кряжистой фигуры Владимира Васильевича веет такой искренностью и добродушием, что и впрямь хочется отбросить всякие подозрения, будто в деле "ЮКОСа" "замышляется что-то нездоровое, нехорошее". В устах г-на Устинова все выглядит проще пареной репы. Чего журналисты пристали-то: Генпрокуратура ведет свою нормальную работу, безо всякой там выборочности ловит расхитителей народного добра, а уж суд решает, виновен ли какой-то отдельно взятый Ходорковский. Против такой жизнерадостно-идиотической трактовки происходящего и аргументов не подыщешь - остается только принять ее к сведению. Однако подвело генпрокурора пристрастие к меткому народному словцу. Ну зачем он, рассуждая об изничтожении богатейшей российской нефтяной компании, прибег к столь рискованной метафоре? Ведь и медведь скорее мертв, чем жив, и до его шкуры охотников достаточно, и весьма влиятельных. Вдруг кто примет прокурорское остроумие на свой счет и обидится?