статья Право переписки

Женя Снежкина, 16.10.2003
За решеткой. Фото с сайта www.sport.comcor-tv.ru

За решеткой. Фото с сайта www.sport.comcor-tv.ru

О необходимости преобразования уголовного законодательства в нашей стране долго и настойчиво говорили российские юристы, правозащитники, международные наблюдатели, журналисты. Кроме того, реформа уголовно-исполнительной системы - одно из условий членства России в Совете Европы. И тем не менее разговоры вокруг реформы длятся уже 6 лет - с того момента, когда в 1997 году вступил в силу новый Уголовный кодекс, оказавшийся по некоторым параметрам не менее суровым, чем старый УК РСФСР.

Ныне действующий УК РФ позволяет не только сажать за мелкие кражи, но и шантажировать предпринимателей, поскольку за некоторые экономические и налоговые преступления, даже нетяжкие, полагается наказание в виде лишения свободы. Таким образом кодекс превратился в дубину для борьбы с бизнесом. А как она работает, можно наблюдать хотя бы на примере дела "ЮКОСа".

Наша огромная уголовно-исполнительная система, заложенная еще в советские времена, не искореняет преступность, а тиражирует ее. К тому же она неподъемно дорога для государства. Страна постоянно расходует огромные средства на содержание почти миллионного тюремного населения, которое, несмотря на эти затраты, живет в чудовищных условиях. А затем тратит еще большие суммы на реабилитацию бывших заключенных и поимку рецидивистов.

Понятно, что основное сопротивление смягчению Уголовного кодекса оказывали правоохранительные органы, чья работа в основном строится на отчетности о раскрытых преступлениях. А проще раскрывать именно мелкие правонарушения. Вот и получилось, что за более чем шесть лет действия УК Рф в него были внесены всего 26 изменений и дополнений, которые лишь в малой степени затрагивали положения общей части кодекса и касались в основнном незначительных вопросов.

Что-то более или менее похожее на осмысленную реформу правосудия началось с принятием нового Уголовно-процессуального кодекса. В первую очередь это передача полномочий по аресту на срок свыше 48 часов судам, установление контроля прокуратуры за возбуждением уголовных дел, введение порядка отклонения недопустимых доказательств и обжалования решений следственных органов. Но все эти изменения недостаточно сказывлись на общем положении дел, так как новые процессуальные нормы или не соблюдались, или достаточно легко обходились как сотрудниками правоохранительных органов, так и судьями. Стало понятно, что необходимо менять главное оружие этой системы - сам Уголовный кодекс.

В марте этого года президент внес в Думу пакет из 101 поправки к УК, которые были одобрены нижней палатой в первом чтении 23 апреля. После этого они были отложены и дожидались принятия обеспечивающих их работу изменений в УПК. Первое чтение поправок к УПК прошло 17 октября, а затем изменения в кодексы будут приниматься уже синхронно.

В поправках предлагается: исключить нижние пределы санкций по преступлениям небольшой и средней тяжести; расширить полномочия суда по применению условного осуждения; изменить принцип назначения наказания по совокупности преступлений; установить возможность освобождения от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим, в том числе по преступлениям средней тяжести; снизить максимальные санкции по преступлениям, совершенным по неосторожности; исключить такой вид наказания, как конфискация имущества; исчислять штрафы в денежном выражении, а не в МРОТ; ввести новые редакции статей, предусматривающих ответственность за незаконный оборот наркотиков, мошенничество, налоговые преступления; исключить из кодекса уголовную ответственность за обман потребителей и заведомо ложную рекламу.

Предполагается, что вновь введенные нормы будут иметь обратную силу. Это означает, что осужденные получат возможность смягчения приговора.

Большое внимание в поправках уделяется уголовной ответственности несовершеннолетних - видимо, сказалась огромная работа по внедрению в России ювенильной юстиции, которую последние 10 лет вели общественные организации. Законопроект предлагает введение возрастной дифференциации для несовершеннолетних преступников. Так, максимальный срок наказания для 14-16-летнего подростка составит шесть лет, а для 17-18-летних юношей - 10 лет. Кроме того, законопроект предлагает наполовину сократить нижние пределы наказания за тяжкие и особо тяжкие преступления. В этот же "детский" блок поправок входит и предложение не применять наказание в виде лишения свободы к подросткам 14-16 лет за преступления небольшой и средней тяжести и к несовершеннолетним 16-18 лет за преступления небольшой тяжести.

Другой блок поправок можно условно назвать "рецидивистским". Проект закона предлагает считать рецидивистами только тех, кто неоднократно совершил тяжкие и особо тяжкие преступления. При определении рецидива предлагается не учитывать число менее тяжких преступлений, совершенных ранее. То есть если человек сначала украл батон хлеба, был пойман и осужден, потом совершил хулиганские действия, за что тоже был наказан судом, а затем дважды совершил разбойное нападение, то суд при определении рецидива учитывать будет только разбойные нападения, но не кражу и "хулиганку". Срок же наказания при рецидиве, в соответствии с поправками, может быть не ниже трети максимального срока наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление (по действующему УК - не ниже половины, а при особо опасном преступлении - не ниже 3/4).

Поменяется и арифметика, используемая для подсчета назначения наказания по совокупности преступлений. Нынешний УК гласит, что при преступлениях небольшой тяжести применяется поглощение меньшего срока большим, а за более тяжкие преступления сроки по каждому из них складываются. Законопроект предлагает, чтобы использовать поглощение меньшего срока большим и в приговорах за преступления средней тяжести. Обязательное же полное или частичное сложение наказаний предусматривается только в том случае, когда в совокупность входят тяжкие или особо тяжкие преступления.

Одно из самых важных предлагаемых нововведений - общее смягчение санкций. Из кодекса предлагается вообще убрать низшие пределы наказания в виде лишения свободы за отдельные преступления небольшой и средней тяжести, а также снизить минимальный срок такого наказания с 6 до 2 месяцев.

Наконец, новый законопроект предусматривает изменение системы штрафов: их предлагается исчислять не в МРОТ, а в абсолютном денежном выражении, причем суммы станут более существенными - от 2,5 тыс. до 1 млн рублей.

Из всех законодательных предложений, внесенных в Думу президентом Путиным со времени его вступления в должность, это, пожалуй, наиболее либеральное. "Бодаться" с президентом, да еще накануне выборов, силовикам будет явно не с руки. Так что у российской правоохранительной системы впервые за долгое время появился шанс на реальную реформу.

Женя Снежкина, 16.10.2003