новость Кассационный суд оставил в силе приговор Дмитриеву - 13 лет строгого режима

16.02.2021
Юрий Дмитриев после первого приговора. Фото Андрея Литвина

Юрий Дмитриев после первого приговора. Фото Андрея Литвина

Коллегия Третьего кассационного суда в Петербурге (председательствующий Сергей Жернов) отклонила кассационную жалобу на приговор председателю карельского "Мемориала" Юрию Дмитриеву, осужденному к 13 годам строгого режима по делу о сексуальном насилии над приемной дочерью. ОБ этом сообщает русская служба "Би-Би-Си".

Адвокат политзека Виктор Ануфриев пообещал обжаловать решение кассационной инстанции в Верховном суде. "Учитывая тот информационный фон, который был после второго оправдательного приговора, - когда МИД собирал представителей Евросоюза и послов, и что показывали федеральные каналы - это по сути влияние на суд. Это уже вышло на федеральный уровень со стороны обвинения: они пытались доказать, что Юрий Алексеевич вот таков, как сказано в апелляционном приговоре. Но в действительности это не так, конечно. Потому что обвинение необоснованно, искусственно придумано", - отметил Ануфриев.

После оглашения решения в зале стали кричать "Позор и люстрация!".

"Проект" сообщает, ссылаясь на два источника, знакомых с расследованием дела Дмитриева, что его "куратором" был генерал ФСБ, помощник Владимира Путина Анатолий Серышев. По утверждению источника, близкого к администрации президента, Серышев "интересовался" преследованием историка. Генерал "очень влиятелен" и "имеет прямой доступ к президенту", рассказал источник.

Как замечает "Проект", "перемещение Серышева вверх по карьерной лестнице удивительно перекликается с событиями, связанными с процессом над историком". Когда Дмитриева оправдали, Серышев работал заместителем начальника Федеральной таможенной службы, однако как только в 2019 году он стал членом президентской комиссии по рассмотрению кандидатур на должности федеральных судей, в отставку ушли несколько человек, имевшие отношение к оправдательному приговору. В частности, в отставку подала прокурор Елена Серкова, представлявшая обвинение на первом процессе по делу Дмитриева, а судье Марине Носовой, оправдавшей историка, отказали в повышении. Она также перестала быть председателем Петрозаводского горсуда, ее место занял Александр Мерков, который и будет вести процесс в отношении Дмитриева во второй раз.

По второму уголовному делу, жалобы на решения по которому рассматривал кассационный суд, Дмитриев обвинялся по пункту "б" части 4 статьи 132 УК (насильственные действия сексуального характера в отношении лица, не достигшего 14-летнего возраста).

Оба дела Дмитриева изначально были объединены в одно производство. 22 июля прошлого года судья Мерков приговорил Дмитриева к 3 с половиной годам лишения свободы, объявив виновным только по 132-й статье. При этом по остальным обвинениям - в развратных действиях (часть 3 статьи 135 УК в редакции 2009 года и статья 135 в редакции 2004 года), изготовлении детской порнографии (пункт "в" части 2 статьи 242 УК) и хранении основных частей огнестрельного оружия (часть 1 статьи 222 УК) - суд Дмитриева оправдал.

Однако прокуратура обжаловала это решение, и 29 сентября Верховный суд Карелии увеличил историку срок по 132-й статье, а дело по остальным статьям обвинения направил на новое рассмотрение в городской суд Петрозаводска. Во время рассмотрения дела в апелляции Дмитриева защищал назначенный ВС Карелии адвокат Артем Черкасов, поскольку Ануфриев в то время болел.

По второму делу Дмитриева обвиняли в том, что он в 2012-2016 годах подвергал приемную дочь Наталью сексуальному насилию. По данным "Новой газеты", суть обвинения заключается в том, что историк несколько раз трогал промежность девочки. В основу обвинения легли заявления девочки, сделанные еще во время "бесед" 18 мая и 6 июня 2018 года. Первую из этих "бесед" проводили Валентина Фроленкова, бабушка Натальи, и психолог, вторую - психолог и следователь Максим Завадский.

Сам Дмитриев пояснял, что мог трогать ребенка "за одежду и мог залазить под одежду, когда одежда была сырая, то есть когда ребенок писался".

Дмитриев был задержан по первому делу 13 декабря 2016 года и два дня спустя отправлен в СИЗО, где находился до 27 января 2018-го, когда его освободили под подписку о невыезде. Сперва ему вменили фотографирование приемной дочери голой и хранение дома обреза. Всего в деле фигурировали 9 фотографий девочки, сделанных Дмитриевым, когда ей было 3, 4 и 6 лет. Дмитриев утверждает, что первые четыре снимка сделал по просьбе самой дочери, еще четыре - когда у нее заболело в паху, а последний - когда она почувствовала дискомфорт в паху, покатавшись на пони.

Адвокат Ануфриев подчеркивал, что Дмитриев удочерил ребенка с замедленным развитием и ему рекомендовали периодически фотографировать девочку, чтобы фиксировать ее состояние. Снимки хранились на домашнем компьютере историка; тот их не распечатывал, не публиковал и никому не пересылал. Что же касается обреза, то Дмитриев несколькими годами раньше отобрал его у детей во дворе, причем для стрельбы оружие уже не пригодно.

5 апреля 2018 года судья Носова осудила Дмитриева к двум с половиной годам ограничения свободы по статье 222, а обвинения по статьям 135 и 242.2 кодекса сняла с него как недоказанные. С учетом времени, ранее проведенного осужденным в СИЗО, из двух с половиной лет ограничения свободы ему оставалось отбыть лишь три месяца.

Однако прокурор Аскерова обжаловала приговор. На апелляцию подала и Валентина Фроленкова, бабушка Натальи. 14 июня 2018 года Верховный суд Карелии отменил приговор Дмитриеву. Дело было возвращено в горсуд на новое рассмотрение. У историка взяли подписку о невыезде. 27-го числа того же месяца Дмитриев отправился на автомобиле из Петрозаводска в Свирский монастырь на Ладожском озере (Ленинградская область). В Олонце его машину задержали гаишники и задержали историка. Следователь петрозаводского горотдела СК Завадский открыл против Дмитриева второе дело и на следующий день его отправили в СИЗО.

Дмитриев известен в частности как исследователь урочища Сандармох в Медвежьегорском районе Карелии. Это место массовых сталинских расстрелов. В 2018 году Российское военно-историческое общество, возглавляемое тогдашним министром культуры Владимиром Мединским, провело в Сандармохе собственные раскопки с целью доказать сфальсифицированный тезис о том, что расстрелы в урочище проводило не НКВД, а финляндская армия во время Второй мировой войны.

16.02.2021


в блоге Блоги

новость Новости по теме