новость Дело о терроризме в Нальчике: для инвалида Хохлачева запросили 17 лет строгого режима

28.02.2019
Владислав Хохлачев. Фото Владислава Рязанцева

Владислав Хохлачев. Фото Владислава Рязанцева

В прениях сторон по делу инвалида Владислава Хохлачева, которому вменяется подготовка в 2012 году серии терактов в Нальчике, прокурор Роман Шалимов запросил для подсудимого 17 лет строгого режима. Об этом корреспонденту "Граней" сообщили в пресс-службе Северо-Кавказского окружного военного суда в Ростове-на-Дону.

Слушания по существу дела продолжаются с 28 сентября прошлого года. Процесс ведет коллегия в составе Станислава Жидкова (председательствующий), Вячеслава Корсакова и Валерия Опанасенко. Защищает подсудимого адвокат по назначению Татьяна Кравцова. По делу прошло около полутора десятка заседаний.

43-летнему Хохлачеву, бывшему таксисту, вменены часть 1 статьи 30 - пункт "а" части 2 статьи 205 (приготовление к теракту в составе организованной группы; до 10 лет колонии), часть 2 статьи 209 (участие в банде; от 8 до 15 лет), часть 2 статьи 210 (участие в преступном сообществе; от 5 до 10 лет), часть 3 статьи 222 (незаконный оборот боеприпасов в составе организованной группы; от 5 до 8 лет) и часть 3 статьи 223 УК (незаконное изготовление взрывчатки в составе организованной группы; также от 5 до 8 лет).

Хохлачев передвигается в инвалидной коляске, у него нет одного глаза и затруднена речь. В связи с этим мерой пресечения ему избрана подписка о невыезде, хотя в августе 2015 года его почти на год отправили в СИЗО, после чего он еще некоторое время находился под домашним арестом. В зале суда в застекленную кабину подсудимого не помещают.

Несмотря на давность вмененных Хохлачеву эпизодов, впервые скупая информация о деле появилась лишь в конце июля 2018-го, после передачи материалов в суд.

Согласно фабуле обвинения, Хохлачев был членом преступного сообщества "Объединенный вилаят Кабарды, Балкара и Карачая". Такое название впервые употребил в октябре 2007 года амир "Имарата Кавказ" Докка Умаров в своем заявлении о провозглашении этого государственного образования. Название обозначало административно-территориальную единицу "имарата", провозглашенную на землях Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии.

Однако в деле утверждается, что "Объединенный вилаят" был "вновь создан" участниками преступного сообщества "Кабардино-Балкарский сектор Кавказского фронта" после атаки вооруженного подполья на Нальчик 13-14 октября 2005 года. Целью сообщества в обвинительном заключении названо создание на Северном Кавказе "исламского государства с шариатской формой правления".

Для достижения этой цели, утверждал прокурор Шалимов, членами "Вилаята" были организованы банды, одной из которых стал "Нальчикский джамаат" (другое название - "Центральный сектор"). Методами банд, как утверждается, были совершение терактов и атаки на правоохранителей и военных.

В период с июня 2011 года, говорится в деле, в "Нальчикский джамаат" вошли Хохлачев, а также Закро Дудуев, Зейтун Бозиев, Кантемир Сруков, Алим Шурдумов, Самир Карданов, Амир Долов и "другие неустановленные лица". Руководителем банды назван Азпарух Шамаев.

Хохлачев, согласно фабуле обвинения, получил от Шамаева как минимум 195 тысяч рублей на покупку легковой машины. В начале сентября 2011-го, утверждается в деле, подсудимый купил машину ВАЗ-21124, поставил на нее значок такси и "под видом осуществления деятельности по оказанию услуг такси" перевозил сообщников, а также оружие, боеприпасы и бомбы.

Не позже 3 сентября того же года, заявлял прокурор Шалимов, Хохлачев получил от Шамаева как минимум 72 тысячи рублей, чтобы нанять жилье, пригодное для "скрытного проживания участников банды". Подсудимый, говорится в деле, снял на год некое жилище за 12 тысяч рублей в месяц и рассчитался с хозяином сразу за полгода вперед. Как утверждается, участники "Нальчикского джамаата" жили там до февраля 2012-го.

В период с сентября 2011 по начало февраля 2012 года, далее заявляется в обвинительном заключении, Шамаев поручил Хохлачеву, Дудуеву и Бозиеву устроить 21-23 февраля у зданий неких органов государственной власти в Нальчике серию взрывов "в целях устрашения населения Кабардино-Балкарской Республики, воздействия на принятие решений органами власти Российской Федерации о прекращении противодействия религиозному экстремизму".

Обвинительное заключение по делу составляет 3 тома по 250 листов каждый, поэтому Шалимов зачитывал лишь основные его тезисы и не уточнил, какие именно объекты были намечены для атак. Между тем СКР в своем июльском сообщении о деле писал, что взрывы предполагалось совершить во время торжеств по случаю "дня защитника отечества" 23 февраля одновременно у зданий УМВД по Нальчику, управления следственного ведомства по Кабардино-Балкарии и региональной прокуратуры.

Из кастрюль и канистр, заявлял прокурор, сообщники изготовили девять взрывных устройств мощностью от 5 до 30 килограмм тротила, в том числе гранату-"хаттабку". Бомбы и "хаттабка" хранились в гараже.

Кроме того, утверждается в деле, не позже начала февраля 2012-го Хохлачев и сообщники "при неустановленных обстоятельствах" купили "у неустановленного лица" семь патронов к пистолету Макарова, которые также спрятали в гараже, и осколочную гранату Ф-1.

В первой половине февраля, согласно обвинительному заключению, Хохлачев и Сруков перевозили на машине эту гранату, и она из-за неосторожности последнего взорвалась. Сруков погиб, а Хохлачев стал инвалидом. Таким образом, заключал Шалимов, подсудимый "вышел из банды и преступного сообщества не добровольно, а в связи с полученными телесными повреждениями".

Что же касается плана совершения терактов, отмечал прокурор, то он не был реализован "по независящим от Хохлачева и другим участникам банды обстоятельствам".

Сам Хохлачев отрицал вину и на следствии, и на суде. На первых слушаниях по существу дела он заметил: "Я не согласен с этими обвинениями. Меня обвиняли по одной статье, потом раз - и поменяли. Я заявлял и заявляю, что к этому не причастен. Воспользовались моим состоянием и юридической неграмотностью. Извиняюсь за выражение, козла отпущения нашли. Из-за этого я нахожусь здесь. Я не дурак - я знаю, что я делал, что не делал. Сфабриковали это все, так как заинтересованы спецслужбы, чтобы по такому громкому делу посадить".

Подсудимый добавил, что в СИЗО его ранее помещали, "чтобы выставить в негативном свете перед судом".

Что за независящие от "участников банды" обстоятельства помешали им совершить теракт, неизвестно. Шамаев, Дудуев и Бозиев были убиты спецназом. Информацией об остальных лицах, упомянутых в качестве членов "Нальчикского джамаата", "Грани" не располагают. В списке "террористов" и "экстремистов" на сайте Росфинмониторинга присутствует 25-летний Амир Долов, уроженец аула Старый Лескен (ныне Анзорей) Урванского района Кабардино-Балкарии. Однако из-за того, что других упомянутых в деле лиц, в том числе и самого Хохлачева, в списке нет, затруднительно ответить на вопрос, тот ли самый это Долов.

28.02.2019


новость Новости по теме