В Элисте фсиновцы получили до 11 лет за пытки заключенного до смерти
Судья Элистинского горсуда Калмыкии Илья Фурманов приговорил семерых бывших фсиновцев к срокам до 11 лет за пытки заключенных; в частности, пятеро были объявлены виновным в избиении до смерти осужденного Дмитрия Батырева. Об этом сообщает "Зона права".
Максимальные сроки - 11 лет строгого режима - получили дежурный помощник начальника ИК-1 общего режима в столице региона Казбек Исраилов и старший оперативник этой же колонии Церен Насунов. Инспектора отдела безопасности ИК-1 Александр Шуваев и Илья Бадма-Убушаев осуждены к семи и полутора годам строгого режима соответственно.
Замначальника ИК-1 Баатру Дорджиеву судья Фурманов дал три года общего режима, а замначальника отдела спецназа регионального УФСИН Евгению Молозаеву и врачу фсиновской медсанчасти № 30 Константину Убушаеву - 1 год 3 месяца общего режима.
В зависимости от роли фигурантов им были вменены пункты "а", "б", "в" части 3 статьи 286 (превышение должностных полномочий с применением насилия и спецсредств и причинением тяжких последствий) и часть 2 статьи 293 УК (халатность, повлекшая по неосторожности смерть человека). Исраилов, Насунов и Шуваев были обвинены также по части 4 статьи 111 кодекса (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего).
Все фигуранты до приговора содержались в СИЗО. Вину никто из них не признал.
Прокурор, уточняет "Медиазона", требовал для Исраилова 16 лет строгого режима, для Насунова - 14 с половиной лет, а для Шуваева и Бадма-Убушаева - 13 и 5 лет строгого режима соответственно.
Таким образом, заметил адвокат Андрей Сабинин, представлявший интересы семьи погибшего Батырева, "судья снизил срок наказания в два-три раза для некоторых сотрудников". Приговор будет обжалован, заверил юрист.
В сентябре 2015 года 28-летний Батырев был осужден к трем годам общего режима по пункту "д" части 2 статьи 111 УК (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью из хулиганских побуждений) за драку с бывшим замначальника регионального УФСИН Бурханали Сафаралиевым. Как следует из публикации "Медиазоны", поводом к драке стал бытовой конфликт между двумя мужчинами в магазине, принадлежащем бывшему фсиновцу. Ранее Батырев не имел проблем с законом; с Сафаралиевым он знаком не был.
Сафаралиева доставили в больницу. Хотя бывший фсиновец еще при госпитализации был в сознании и мог говорить, в стационаре он оставался 21 день - как заметила сестра Батырева Надежда Санджиева, "ровно столько, сколько нужно, чтобы повреждения признали тяжкими".
На суде Батырев признал вину частично, отвергнув мотив хулиганских побуждений. После оглашения приговора осужденного, до этого находившегося под домашним арестом, забрали в элистинский СИЗО-1.
20 ноября 2015-го Батырева доставили из СИЗО в ИК-1. В тот же день при досмотре Исраилов, Насунов и Шуваев, заковав заключенного в наручники, жестоко избили его - как утверждалось, за отказ представиться. Всего Батыреву было нанесено 60 ударов, в том числе резиновой палкой. При этом замначальника колонии Дорджиев, присутствовавший при начале досмотра заключенного, дал подчиненным незаконное указание поднять камеру видеонаблюдения, установленную в комнате, к потолку. Однако в дальнейшем выяснилось, что пытки все же зафиксированы на камеру.
Батырев неоднократно падал, ударяясь головой о стену и теряя сознание. Однако врач Убушаев, наблюдавший издевательства, не пресек их и помощи пострадавшему не оказал.
После избиения двое заключенных по указанию фсиновцев перенесли Батырева в кабинет оперативников, и там пострадавший примерно через полтора часа умер. Причинами смерти медики назвали тупую сочетанную травму головы, тела и конечностей, надрыв плевры нижней доли левого легкого и ушиб поджелудочной железы, а также травматический и геморрагический шок.
Сестра покойного не исключала, что действительной причиной избиения Батырева стал именно его конфликт с бывшим фсиновцем Сафаралиевым.
После гибели Батырева Дорджиев собрал подчиненных, причастных к преступлению, и изложил им сфальсифицированную версию событий, согласно которой заключенный якобы напал на фсиновцев с лезвием. Для подтверждения этой версии Насунов и Шуваев нанесли себе порезы лезвием и порвали свою униформу; также Насунов по просьбе Шуваева ударил его в лицо. Исраилов подал ложный рапорт о нападении и сломал свой видеорегистратор, а Убушаев составил акт медосвидетельствования, в котором утаил часть травм, полученных покойным.
Однако 21 ноября около 400 заключенных ИК-1 объявили голодовку в связи с убийством Батырева; некоторые из протестующих зашили себе рты проволокой. На фоне начавшегося скандала СКР возбудил дело. В последующие несколько дней пятерых фсиновцев, так или иначе участвовавших в пытках, арестовали.
После этого инцидента, отмечала "Медиазоне" сестра Батырева, заключенные сообщают, что условия в ИК-1 смягчились.
Между тем в ходе расследования в деле появился еще один эпизод - избиение заключенных колонии 20 сентября 2012 года. В избиении, которое фиксировалось на видеокамеру, принимали участие как оперативники и инспектора ИК-1, так и спецназ ФСИН. Как утверждается, таким образом силовики пытались принудить заключенных к соблюдению порядка. При этом, как свидетельствует видеозапись, оснований применять силу не было, так как осужденные агрессию не проявляли.
Этот эпизод был вменен Насунову, Бадма-Убушаеву и Молозаеву.