В Казани присудили 500 тысяч рублей за срок по сфабрикованному обвинению
Судья Вахитовского райсуда Казани Артур Галиуллин обязал Минфин России выплатить гражданину Казахстана Сумбату Оганову 500 тысяч рублей компенсации морального вреда за уголовное преследование по сфальсифицированному обвинению в контрабанде наркотиков. Об этом сообщает "Агора" со ссылкой на адвоката Раушанию Камалову, представлявшую интересы истца.
В декабре 2005 года Набережночелнинский горсуд Татарии приговорил Оганова к 15 годам строгого режима, признав его виновным в контрабанде и незаконном обороте наркотиков. Верховный суд региона сократил этот срок на два года.
Согласно фабуле дела, 10 июля 2005-го в Набережных Челнах Оганов за 500 тысяч рублей передал сообщнику более 9 килограмм гашиша. Как утверждали оперативники оперативно-разыскной части № 4 МВД по Татарии, наркотики обвиняемый привез из Костаная под их наблюдением в рамках "международной контролируемой поставки".
После приговора осужденный направлял в различные инстанции жалобы, в которых указывал на фальсификацию доказательств. Он заявлял, что из Казахстана его насильно вывезли милиционеры, сами и купившие у него наркотики, а признательные показания он дал под давлением оперативников.
В 2010 году зампрокурора Татарии Фарит Загидуллин возобновил производство по делу в связи со вновь открывшимися обстроятельствами. Как выяснилось, осужденный вместе с Огановым сообщник, которому тот якобы передал гашиш, не мог находиться в Набережных Челнах 10 июля 2005-го, хотя именно этим числом датирован протокол добровольной выдачи им наркотика. С 6 по 12 июля сообщник был в Казахстане, где давал показания местным следователям. Кроме того, постановление силовиков о проведении "международной контролируемой поставки" отсутствовало.
В своем заключении от 11 марта 2015 года прокурор Татарии Ильдус Нафиков указал, что материалы оперативно-разыскных мероприятий, положенные в основу приговора Оганову, сфальсифицированы.
В результате Верховный суд России отменил приговор и направил дело Оганова на новое рассмотрение. В декабре 2005 года Набережночелнинский горсуд признал гражданина Казахстана виновным лишь в передаче наркотиков "сообщнику" и приговорил его к восьми годам колонии. Оганов, находившийся в заключении уже больше 10 лет, признал вину.
По обвинению в контрабанде подсудимый был оправдан; за ним признали право на реабилитацию. Приговор вступил в законную силу.
В своем иске Оганов требовал от России 3 миллиона рублей - в шесть раз больше, чем присудил ему судья Галиуллин. Адвокат Камалова указывала, что два с половиной года ее клиент находился в заключении за преступление, которого не совершал.
Юрист также отметила, что в ИК-5 в пгт Нижние Вязовые Зеленодольского района Татарии, где Оганов отбывал срок, у него обнаружили вирусный гепатит C, однако фсиновские не обеспечили осужденному надлежащего обследования, сославшись на окончание контракта с лабораторией, проводившей анализы.
Наряду с этим Камалова отметила, что ее доверитель подвергался риску заражения туберкулезом, так как вместе с ним в колонии находилось большое число туберкулезных больных.
Наконец, адвокат заявила о бесчеловечных и унижающих достоинство условиях, в которых длительное время содержался Оганов. В частности, во время повторного рассмотрения дела в 2015 году его возили в суд из СИЗО-5 в Чистополе, примерно за 150 километров, а по окончании заседаний в тот же день возвращали в СИЗО. Таким образом, в дни слушаний Оганову приходилось слишком рано вставать, он был лишен горячего питания и возможности сходить в туалет, а также постоянно подвергался дополнительным личным досмотрам.