Защита обжаловала приговор парализованному Топехину

Светлана Сидоркина. Фото Дмитрия Борко/Грани.ру
Защита парализованного Владимира Топехина подала апелляционную жалобу на приговор, вынесенный Тверским судом Москвы. Об этом сообщает Открытое информагентство со ссылкой на его адвоката Светлану Сидоркину.
"Мы считаем приговор незаконным и необоснованным. Доказательства, которые имеются в деле, не соответствуют критериям относимости и допустимости, - отметила адвокат. - Дело рассмотрели всего за один день, во время которого Топехину трижды вызывали врача, но при этом продолжали вести процесс, несмотря на состояние здоровья подсудимого. Суд отклонил все ходатайства защиты и вынес приговор, удалившись в совещательную комнату всего на 5-10 минут. В приговоре нет ни слова о том, что было сказано в суде стороной защиты. Судья отклонила даже ходатайство о том, чтобы предоставить Топехину время на ознакомление с материалами дела, так как он физически не мог ознакомиться в силу состояния здоровья".
Также Сидоркина сообщила, что в среду Европейский суд по правам человека получил от нее развернутую жалобу по делу Топехина. Такой запрос ЕСПЧ ранее отправил адвокату.
15 января адвокат сообщила, что ЕСПЧ обратился к России с требованием срочно предоставить информацию о состоянии здоровья Топехина, условиях его содержания под стражей, а также объеме получаемой им медицинской помощи. Письмо ЕСПЧ датировано 17 декабря 2013 года и крайним сроком предоставления информации в нем названо 2 января 2014-го. Получили ли российские власти письмо и успели ли в срок ответить на него, Сидоркиной не известно.
Жалобу о немедленном освобождении Топехина из-под стражи в связи с угрозой жизни и здоровью Сидоркина направила в ЕПСЧ 16 декабря 2013 года.
13 января на выездном заседании в московском СИЗО-1 "Матросская Тишина" судья Тверского райсуда столицы Татьяна Неверова приговорила Топехина к шести годам общего режима по части 4 статьи 159 УК (мошенничество в особо крупном размере), а также обязала его выплатить 10 миллионов рублей по гражданскому иску потерпевшего.
После вынесения приговора Топехина вновь перевели из "Матросской Тишины" в 20-ю горбольницу Москвы. По мнению Сидоркиной, соответствующее решение могло быть принято как раз после получения российскими властями письма ЕСПЧ.
31-летний Топехин был арестован летом 2013 года. Незадолго до ареста он разбился на машине, получив черепно-мозговую травму, а также повреждения позвоночника и внутренних органов. В СИЗО его состояние серьезно ухудшилось. У арестанта отнялись нижняя часть тела и рука.
По данным следствия, Топехин, работая аудитором, получил от потерпевшего 10 миллионов рублей, пообещав оказать ему содействие в открытии центра судебных экспертиз в Москве: открыть банковскую ячейку, найти помещение, помочь с оформлением документов. Однако эти условия он не выполнил, присвоив деньги.
20 ноября арестанта перевели из СИЗО-2 "Бутырка" в больницу "Матросской Тишины". Там благодаря уходу его состояние несколько улучшилось. Однако 4 декабря больной был помещен в общую камеру СИЗО-1. "Он лежит вообще голый, без ничего, под колючим одеялом, - писала член столичной ОНК Анна Каретникова. - На нем нет трусиков и маечки. Туалет - шланг и катетер. Он не мылся месяц. Он не может самостоятельно почистить зубы. Его обтирали мокрым полотенцем. Это вообще неподвижный человек".
Топехина несколько раз возили на обследование в 20-ю горбольницу, и всякий раз врачи не находили оснований для его освобождения.
Судья Неверова в 2011 году вела дело о ДТП на Ленинском проспекте с участием вице-президента "ЛУКОЙЛа" Анатолия Баркова. В декабре 2012 года эта судья оправдала бывшего замначальника СИЗО "Бутырка" Дмитрия Кратова по делу о смерти Сергея Магнитского. Осенью 2013-го Неверова оштрафовала по административным делам участников июльского схода после приговора по делу "Кировлеса".


Дословно
Зоя Светова

Мы с Аней Каретниковой и Аллой Покрас (коллеги Световой по ОНК Москвы. - Ред.) там были (на выездном заседании по делу Топехина. - Ред.). Это квинтэссенция всего российского правосудия: все стороны процесса, кроме адвоката подсудимого, врут, недоговаривают. Но подсудимый лежит на тюремной кровати, покрытый солдатским одеялом, руки сложены, как у трупа, в руках Библия. Судья - в коротком модном платье (говорит, что не в мантии, потому что это выездное заседание, что само по себе не оправдание). Прокурорша в вязаном свитере. В перерывах между заседаниями судья, прокурор и потерпевший мило беседуют в отдельном кабинете (следственный кабинет "Матросской Тишины"), пока подсудимому меняют памперс и делают укол.
Ольга Романова

Может быть, кто-нибудь не понимает, что это (решение по делу Топехина. - Ред.) смертный приговор?