Бывшие заложники и родственники погибших подают в суд иск к правительству Москвы на 2,5 миллиона долларов
Отец и дочь Рябцевы, бывшие заложники, и отец 29-летнего Юрия Сидоренко, погибшего во время теракта на Дубровке, обратились в понедельник в Тверской суд столицы с исками к правительству Москвы о компенсации нанесенного им морального и материального ущерба.
Иски от имени троих потерпевших подал в Тверской суд адвокат Игорь Трунов, сообщает РИА "Новости". Он представляет интересы 19-летней Александры Рябцевой и ее отца Александра Рябцева, захваченных террористами в числе других заложников.
Александра Рябцева в результате воздействия газа, использованного при освобождении заложников, серьезно пострадала, и в настоящее время стоит вопрос о присвоении ей второй группы инвалидности, сказал адвокат. Нанесенный моральный и материальный ущерб каждый из истцов оценил в 1 миллион долларов.
Третий иск подан от имени пенсионера Петра Сидоренко, у которого на Дубровке погиб сын Юрий, единственный кормилец в семье. Петр Сидоренко просит суд взыскать с правительства Москвы 500 тысяч долларов.
Как пояснил адвокат, все иски поданы в соответствии со статьей 17 закона "О борьбе с терроризмом", в которой говорится, что ответственность за последствия теракции должен нести субъект федерации, на территории которого произошел теракт. Иностранные граждане, отметил адвокат, в подобном случае должны обращаться с исками к правительству России.
В свою очередь, правительство субъекта Российской Федерации имеет право предъявить соответствующие иски к организаторам теракта. При этом Трунов отметил, что лично ему пока неизвестно, остались ли в живых террористы, которые могут быть признаны виновными в совершении теракта на Дубровке.
Адвокат сообщил, что обратился с ходатайством в прокуратуру Москвы с просьбой предоставить ему для ознакомления материалы уголовного дела, возбужденного в связи с терактом.
Что касается денежной компенсации, то, по мнению адвоката, требования истцов вполне обоснованны. Трунов сообщил, что в России уже были случаи, когда 1 миллион долларов выплачивался в счет компенсации морального ущерба. По словам Трунова, подавая иски на столь серьезные суммы, он и его доверители ориентировались на судебную практику и имевшие место прецеденты. Закон "О борьбе с терроризмом" не регламентирует суммы компенсации жертвам терактов, а предусматривает лишь определенные выплаты сотрудникам спецслужб, принимавшим участие в обезвреживании террористов.
Ранее правительство Москвы заявило о том, что всем заложникам будет выплачена компенсация в размере 50 тысяч рублей, а тем, кто потерял близких, - в размере 100 тысяч рублей.
Комментарий
Российские власти надеются выйти из трагической истории с захватом заложников в Москве без ощутимых пропагандистских потерь. Пока это им удается. Пресса предпочитает поменьше затрагивать болезненную тему. Главы силовых ведомств, несущие ответственность и за то, что террористы сумели проникнуть в Москву, и за огромные жертвы среди заложников при штурме Театрального центра, остаются на своих постах, а министр внутренних дел Грызлов даже облечен новыми политическими полномочиями. На этом фоне перспектива судебного процесса по иску от имени бывших заложников и родственников погибших вряд ли обрадует Кремль. Правда, иск обращен не к федеральным, а к московским властям. Заметим, что на них же возлагается ответственность за "увеличение числа жертв" в отчете общественной комиссии по расследованию событий 23-36 октября, работавшей под эгидой СПС. Однако на гласном судебном процессе (если он состоится) едва ли удастся обойти молчанием роль Кремля и силовиков.