Корея: мина замедленного действия
Полвека назад, 27 июля 1953 года, завершилась трехлетняя война в Корее. В этот день в местечке Пханмунджом вблизи 38-й параллели было подписано соглашение о прекращении огня.
Корейская война началась 25 июня 1950 года неспровоцированной агрессией Северной Кореи, возглавлявшейся коммунистическим лидером Ким Ир Сеном, против Южной Кореи, во главе которой стоял президент Ли Сын Ман. Последний получил свой пост в результате выборов, пусть и не вполне демократичных. Ким Ир Сен же был назначен советской военной администрацией и за время своего почти полувекового правления на проведение свободных выборов так и не пошел. Северокорейская агрессия была предпринята при поддержке и с одобрения Советского Союза. Ким Ир Сен и Сталин рассчитывали, что им удастся быстро оккупировать Корейский полуостров, до того как успеют эффективно вмешаться американцы. Кроме того, не исключалось, что США вообще не будут ввязываться в войну между двумя Кореями, а предпочтут отдать полуостров, как не представляющий жизненной важности для американских интересов, под власть коммунистов. И действительно, подобные настроения были в Соединенных Штатах довольно сильны. Госсекретарь Дин Ачесон 12 января 1950 года заявил, что США исключили Южную Корею из своего "периметра обороны". Это заявление, возможно, сыграло свою роль в провоцировании северокорейской агрессии.
Но Сталин и Ким Ир Сен просчитались. Администрация президента Гарри Трумэна твердо придерживалась курса на "сдерживание коммунизма" и немедленно санкционировала отправку в Корею американских войск. По инициативе США Совет Безопасности ООН в отсутствие советского представителя принял резолюцию, призывающую государства – члены ООН использовать свои войска для отражения агрессии. В Корею были переброшены американские войска, составившие основу войск ООН. Кроме того, сюда направили свои контингенты Великобритания, Турция, Бельгия, Греция, Колумбия, Индия, Филиппины и Таиланд. Австралия выделила несколько военно-морских судов и эскадрилью истребителей, а Канада, Нидерланды и Новая Зеландия направили к корейским берегам отряды ВМФ.
Американская авиация сразу же завоевала господство в воздухе, а флот – на море. С помощью американских соединений южнокорейцам удалось удержать плацдарм на юге полуострова в районе Пусана. После того как 15 сентября 1950 г. американцы высадили большой морской десант в порту Инчхон, северокорейская армия на юге оказалась в окружении и была в основном уничтожена. Американские и южнокорейские войска пересекли 38-ю параллель и развернули наступление к китайской границе. 19 октября был взят Пхеньян, а 27 октября американские войска вышли на реку Ялуцзян, разделявшую Китай и Корею. После этого Мао Цзэдуном с санкции Сталина послал в Корею китайские регулярные войска под названием "китайских народных добровольцев". СССР же в ноябре 1950 года направил для поддержки Ким Ир Сена 64-й истребительный корпус, который сражался в небе Северной Кореи и Северного Китая. Советским летчикам было категорически запрещено перелетать линию фронта, чтобы, не дай Бог, не попасть в плен. Ведь официально СССР непосредственного участия в войне не принимал. Но китайские и северокорейские войска целиком снабжались советским вооружением, боевой техникой и боеприпасами. И разумеется, без одобрения Сталина ни Ким Ир Сен, ни Мао Цзэдун не смогли бы тогда и пальцем пошевелить, а не то что начать войну на Корейском полуострове.
27 ноября 1950 года китайские войска внезапно атаковали американцев и оттеснили их за 38-ю параллель. С этого момента со стороны Северной Кореи боевые действия велись преимущественно силами китайской армии, тогда как с южнокорейской стороны основную тяжесть войны несли на себе американские войска. В начале января 1951 года китайские и северокорейские силы вновь захватили Сеул, но в конце месяца американская 8-я армия перешла в контрнаступление. К исходу марта китайские войска были отброшены за прежнюю демаркационную линию. В дальнейшем фронт стабилизировался в районе 38-й параллели. Преимущество американцев в вооружении, боевой технике, боевой подготовке и управлении войсками уравновешивалось огромным численным перевесом китайцев, которые не считались с потерями. Трумэн отказался от идеи применения в Корее ядерного оружия, как предлагал командующий войсками ООН генерал Дуглас Макартур. Американский президент считал, что задача войск ООН – удержать Южную Корею, а оккупация всего Корейского полуострова ценой полномасштабной войны с Китаем, а возможно, и с СССР, не является насущной задачей.
8 июля 1951 года начались первые переговоры представителей воюющих сторон, но для достижения соглашения о перемирии потребовалось еще два года. В начале 1953 года Гарри Трумэна в Белом доме сменил Дуайт Эйзенхауэр. Он пригрозил Китаю применением ядерного оружия, если Пекин не будет сговорчив в вопросе о перемирии в Корее. Вскоре умер Сталин, и новое советское руководство решило, что с давно зашедшей в тупик корейской войной пора кончать.
Общие потери армий сторон в корейской войне погибшими составили, по приблизительным оценкам, около 2 млн человек. Из этого числа более 1 млн приходится на потери китайской армии. Армия Северной Кореи потеряла вдвое меньше – около полумиллиона человек. Вооруженные силы Южной Кореи недосчитались примерно четверти миллиона человек. Потери американских войск составили более 34 тысяч погибшими (без небоевых потерь сухопутных сил) и 103 тысячи ранеными. Всего через корейскую войну прошло около 5,8 млн американцев. Войска других государств, сражавшихся под флагом ООН, потеряли погибшими несколько тысяч человек. Не менее 600 тысяч человек приходится на убитых и раненых мирных жителей Северной и Южной Кореи. Советские авиационные части в ходе войны безвозвратно потеряли 335 самолетов. При этом погибли 120 летчиков. Всего же потери советских войск в Корее, включая наземный персонал, в том числе расчеты зенитной артиллерии, составили 282 убитыми, 12 умершими от ран и 21 умершими от болезней. Всего в корейской войне участвовало более 26 тысяч советских военнослужащих. По утверждению советского командования, они сбили в воздушных боях 1097 американских самолетов. Еще 212 были сбиты огнем зенитной артиллерии. Эти данные являются очевидно завышенными. Ведь по американским послевоенным данным, авиация США и их союзников в корейской войне потеряла 1986 самолетов, из них только 1041 в результате действий противника, а 945 – вследствие аварий. Если учесть, что часть потерь американцы понесли в схватках с китайскими и северокорейскими летчиками, они никак не могли потерять 1309 самолетов только от действий советской авиации и ПВО. По американской оценке, авиация США и союзников уничтожила в ходе войны 976 самолетов противника. Небоевые потери, учитывая низкий уровень подготовки китайских и северокорейских летчиков, наверняка значительно превышали эту цифру.
Практически война закончилась вничью. Стороны вернулись примерно к тем же позициям, с каких начались боевые действия тремя годами ранее. Никто из тех, кто подписывал перемирие в Пханмунджоме, не думал, что закладывает долгосрочную мину под международную безопасность. Впоследствии Ким Ир Сен, играя на советско-китайских противоречиях и выдавая себя за передовой бастион "холодной войны" (хотя ни в Вашингтоне, ни в Сеуле не было тогда планов силового восстановления единства Кореи), смог получать помощь от обеих коммунистических великих держав. И благодаря этому законсервировал в Корейской Народно-Демократической Республике сталинский социализм начала 50-х годов. Перемирие в Пханмунджоме создало возможность для такой консервации. Но тогда никто не мог предполагать, что союзники северокорейского режима окажутся настолько недальновидными, что помогут ему продвинуться весьма далеко в осуществлении ядерной программы. И сегодня сынок Ким Ир Сена шантажирует весь мир ядерной дубинкой. Поэтому шансов превратить в обозримом будущем перемирие 1953 года в полноценный мирный договор практически нет.
Статьи по теме
Корея: мина замедленного действия
Исполнилось 50 лет с момента окончания корейской войны. Коммунистическому режиму Северной Кореи, опиравшемуся на помощь советского и китайского "старших братьев", не удалось тогда завладеть всей территорией полуострова. Однако до сих пор этот режим представляет собой угрозу миру.