О проекте
Нас блокируют. Что делать?

Зарегистрироваться | Войти через:

Политзеки | Свобода слова | Акции протеста | Беларусь
Читайте нас:
Доступное в России зеркало Граней: https://grani-ru-org.appspot.com/Society/History/d.280385.html

статья Переписывая набело

Борис Соколов, 16.11.2020

16 ноября 1920 года последние части Русской армии барона Петра Врангеля и беженцы покинули Крым. Это означало фактическое окончание гражданской войны. Впереди было еще несколько крупных антисоветских восстаний, но разгром белого движения стал реальностью. Было ли сопротивление большевизму изначально обречено? Кто виноват в поражении?


Комментарии
User marazm_sovetov, 16.11.2020 12:31 (#)

Спасибо автору, хотя, ничего принципиально нового он не сообщил. Разве что, имя Василия Болдырева я узнал впервые. Если резюмировать кратко, большевики победили потому, что беззастенчиво врали -- обещали русскому народу, что после революции он сможет (почти) не работать, а жрать будет "от пуза". Белые же не догадались применить такой прием. А это была вековая мечта русского народа...

User natala, 16.11.2020 20:49 (#)
3006

Знаете, большевики обещали всем всё, не выполнив почти ничего. Ведь даже так называемое право наций на самоопределение большевики реализовали довольно топорно.

User michael_teplov22, 16.11.2020 22:16 (#)
46668

Белые были военными, а не политиками.

User marazm_sovetov, 17.11.2020 14:18 (#)

Что за чушь? А красные, что, были все поголовно политиками? Просто, белые оказались глупее, если можно так выразиться.

User dniprovsky, 20.11.2020 13:45 (#)

Красные были конкретнее, ближе к жизни.
Вот вбегает Петька: – Василий Иванович, белого привезли! – А сколько ящиков?

User orge, 16.11.2020 12:53 (#)
4479

Имперство и нынешних похоронит.

User krakatur_1, 16.11.2020 13:57 (#)

Слишком далеко они были от народа. Всё просто.

User jabberwocky, 16.11.2020 21:05 (#)
3273

Чем невежественнее комментатор, тем для него всё проще.

User benderostap, 16.11.2020 14:49 (#)
51045

Байден поздравил НАСА и SpaceX с успешным стартом Crew Dragon!!!!!!!!!!

User anticom1, 16.11.2020 16:10 (#)
35440

Я тоже поздравил.

User benderostap, 16.11.2020 17:02 (#)
51045

а паРАШенские СМИ-молчок!)))))

User american_uncle, 18.11.2020 00:39 (#)
25290

Ты лучше продолжай дрочить на Байдена. Это тебе привычно.

User nanoscience, 16.11.2020 14:59 (#)
3460

Популизмы им не хватало? Надо было обещать землю крестьянам, фабрики рабочим и свободу всем всем всем.

User nortrop2019, 16.11.2020 15:20 (#)
45527

тогда бы от них "буржуи" ушли...

User samedov_25, 16.11.2020 15:35 (#)
50755

А в итоге получили десятки миллионов людей, убитых от пуль с обеих сторон и умерших от голода в Поволжье и др. губерниях, тифа. Добились разрухи и полной жопы в экономики.. И всё это задолго до массовых репрессий, где угробили ещё несколько десятков миллионов по песню "Широка страна моя родная". Ну а потом ВМВ и опять 27 000 000...
Можно только гордиться таким народом, массово идущим на бессмысленный и добровольный убой. :-)))

User benderostap, 16.11.2020 17:03 (#)
51045

круговорот дерьма в природе)))

User anticom1, 16.11.2020 17:33 (#)
35440

"Можно только гордиться таким народом, массово идущим на бессмысленный и добровольный убой. :-)))

Принудительная мобилизация. Азеры сразу сдались, рабство в крови.

User nanoscience, 16.11.2020 18:13 (#)
3460

А где по-другому-то? Я вот пытаюсь объяснить, что в США выборщиков выбирают потому, что народ, как считали отцы-основатели, в целом необразован и выбирает всякое дерьмо. Но меня в России не понимают, говорят, -- а вот у нас - демократия! В Молдове же, я думаю, просто Додон задодонил всех своим барством и профнепригодностью.

User samedov_25, 16.11.2020 18:39 (#)
50755

А где по-другому-то?
------------------------------------
Ну что вы.. Сравнили х"й с пальцем. Можно для объяснения и оправдания, с целью успокоения своей совести, привести тысячи причин произошедшего тогда безумия самого народа и его поведения в этой большевсткой вакханалии и насилия. Но это вне всякой элементарной логики и за пределами моего тупого и скудного ума..
... "Так жить нельзя".

User nanoscience, 16.11.2020 22:24 (#)
3460

Безумие, оно там, наверху было и есть, а внизу было и есть без умие. Я же написал выше. они говорят, - в Америке погромы, а у нас демократия. И что вы прикажете делать? Многие, кто побогаче, но уезжать не хочет или поздно, покупают кусочек земли, строят 4-х метровый забор и там и живут. Кажется, это называется внутренняя эмиграция.

User samedov_25, 16.11.2020 22:58 (#)
50755

а внизу было и есть без умие
--------------------------------------------------
Вот именно. И зиждется оно на абсолютном невежестве большинства членов общества. Хотя, думаю, в штатах и на западе совсем не так, как в России.. родине коллективных Шариковых. Тут столетняя национальная традиция.. Как, 90 процентов невежественного.. с тычелетним православным прошлым, народа вдруг сумели одномоментно проникнуться идеями Маркса?... отречься от бога? от своего прошлого? Значит сумели, сукины дети.

User nanoscience, 16.11.2020 23:15 (#)
3460

В Штатах это непонятно что. Мне непонятно. Лучше всего, мне кажется, это показано в фильме про выборы Маккейна, которые он провалил, спасибо Саре Пэлин. Я не могу этого объяснить, этот фильм, но он очень сильный! Заключительная фраза Маккейна очень сильная. Что Обама не террорист, а профессор конституционного права. В контексте этой фразы понятно, за что ратовала Сара, тогдашний губернатор Аляски, и ее сторонники.

User dhjksjaks, 03.12.2020 00:54 (#)

Эта ласковая дитятка от двух маточек Пригожина и одновременно Апехи Хуйла "samedov_25" есть советский, продажный еврей, попросту говоря сука и придурок. То есть оно и не еврей даже, а хрен поймёшь чо... с миру по нитке всего, и даже половцы с печенегами :)) Кого заинтересовала эта блядь со стажем, сами смогут прогнать его по азерской теме... И казённое дерьмо тут же обгадится! Всё началось с того, что ушастенький лохомой Персимонька вдруг решил, глядя на его ник, умонька чо ;-)) , что оно бакинец. Почему скажем, не дагестанец? А только лишь потому, что Бормотанька раз услышал про азербайджанцев, что они все в поездах подтирают жопы полотенцами. И это всё, что ему про азеров известно. В общем, у Бормотуна когда то произошёл импринтинг, как у только вылупившегося из яйца утёнка - вот оно и пригодилось ему в жизни :)
А блядищщи, что прячется за ничком "samedov_25", показалось выгодным стать азером и отвести от себя подозрения многих на форуме, что оно есть пригожинское изделие № 25. Хохма в том, что за несколько лет дрисни на Гранях, это чучелО ни разу не затронуло ни одной темки относящееся к фамилии Самедов. Ну то есть вообще ни единого словечка. А тут прорвало ебанутого блохастика - из порточков выпрыгивает кажный день по этой теме!
ПС К Самедке иногда приставляется кордебалет из самых тупых прижопинцев, умеющих только мычать, обожравшись бояры. Например вот эта смешная жопа с ушами, проколовшаяся ранее на вбросе от Аэрофлота:
graniru.org/users/new_generation/

User dhjksjaks, 03.12.2020 00:56 (#)

Пока подлубянская срань samedov_25 изрыгает тупости и провокации, при этом не умея даже пользоваться частицами не и ни:
samedov_25 Да сколько не запрещай, но что написано пером - не вырубить и топором.. Рукописи не горят.
Не мешало бы напомнить всем всего лишь два недавних эпизодика творчества этой блохастой сучки от особого отдела ФСБ и АПехи Хуйла:

samedov_25: Каждый день.. какая-то новость, которую Мы и другие ГОВНО ШОУ с удовольствием подхватываем и обсуждаем, забывая о прошлых..

samedov_25: именно 7 декабря 1989 года (Землятреснние в Армении)
За предыдущие два дня прошло массовое насилие, убийства и исход азеров из Армении.
-----------------------------
И подобного у прижопинского Тузика преогромное количество. :-)) Периодически этого дристуна с его нетленками смывают в толкан модераторы, поэтому ловите момент - читайте творчеству эталонного хуеплёта и чекистского клоунёнка Самедки оффлайн - получите удовольствие ;-)

User nortrop2019, 16.11.2020 18:59 (#)
45527

Самедов сказал: А в итоге получили десятки миллионов людей, убитых

И полтора миллиона из них - армяне, убитые турками в ходе геноцида 1915 года.

Заводы - рабочим, землю - крестьянам, а воду - матросам!!!

Белые проиграли, потому что у них, в отличие от большевиков, были моральные принципы.

User tiv, 16.11.2020 18:39 (#)

А вот это - верно. В гражданских конфликтах исторически побеждают те, кого не сдерживают моральные принципы, самый свежий пример - "победа" Байдена в США, где демократы пустились, что называется, во все тяжкие. Что обнадёживает, так это то, что такие "победы" всегда действуют ограниченное количество времени и кончаются катастрофой.

User natala, 16.11.2020 18:43 (#)
3006

Вы правы, белые не обещали того, чего не собирались выполнять. У них были моральные принципы, но эти принципы далеко не все разделяли. Например, принцип единой и неделимой России был неприемлем для национальных окраин. Да и отказ от проведения земельной реформы не устраивал крестьян.

User judgebork87, 16.11.2020 20:48 (#)

Положим далеко не у всех белых были моральные принципы. Погромы и грабежи армии Деникина, бессудные казни на территории Верховного Правителя Колчака, виселицы и и жестокая порка в Забайкалье и Дальнем Востоке бандами атамана Семёнова и многие другие зверства белой армии говорят об обратном.

User natala, 16.11.2020 20:54 (#)
3006

Вы правы, имели место и погромы, и грабежи, и неоправданная жестокость, что отталкивало насаление от них и что тоже явилось причиной их поражения. Но тут под принципами имеется в виду то, что они обещали то, что реально собирались исполнить. Большевики обещали всем всё, но победив не исполнили почти ничего.

User judgebork87, 16.11.2020 21:06 (#)

Так в том то и дело, что понять что же они обещают было не просто, особенно массе полуграмотных и неграмотных крестьян и рабочих. Одни были за «комуч», другие за европейскую демократию, а некоторые за царя-батюшку. А у большевиков ясные, понятные массам лозунги. И главный "Отнять и поделить".

User natala, 16.11.2020 21:21 (#)
3006

"А у большевиков ясные, понятные массам лозунги."

Так и было - всем всё. Хотя что было потом - не приведи господь.

User judgebork87, 16.11.2020 21:42 (#)

Конечно большевики обманули. Конечно большинство белых понятия не имели о демократии. Конечно России крупно не везёт последние 106 лет. Да и странам в сфере её влияния изрядно досталось.

User nanoscience, 17.11.2020 04:56 (#)
3460

А что, в Америке, в гражданскую войну, не убивали?

User dniprovsky, 20.11.2020 15:29 (#)

На войне завсегда убивают. Но в Америке что обещали, то выполнили. После победы не стали восстанавливать рабство или крепостное право.

User boris_k, 22.11.2020 02:26 (#)
3734

Ну вы сравнили!
В гражданку большевики расстреляли и повесили 2 миллиона человек, уморили спланированным голодом еще 3 миллиона. Где вы видели такие жертвы хоть в одной гражданской войне в истории Земли?
Эти пять миллионов зверски убитых - МИРНОЕ население, тогда как в самих битвах гражданской войны погибло, по расчетам группы Зубова, всего 400 000 человек.
Это единственная война в истории, где на фронтах в жестоких сражениях погибли в ДВЕНАДЦАТЬ раз меньше людей, чем было просто уничтожено ради садистского удовольcтвия Ленина & Со.

User helga_apache, 22.11.2020 02:46 (#)

boris_k
Где вы видели такие жертвы хоть в одной гражданской войне в истории Земли?
|||
В Кампучии. Там погибла треть населения!!. Красные кхмеры далеко опережают красных чертей.
А отсчёт погибших ведут соотносясь с численностью населения.

User nanoscience, 22.11.2020 03:16 (#)
3460

Вы поймите, что эти потери у вас не имеют ссылок. "Историк В. В. Эрлихман считает, что белые потеряли 650 тыс. человек, а партизаны разных цветов — до 900 тыс.; Б. Ц. Урланис полагал, что белогвардейцы потеряли лишь около 325 тыс." Это сравнимо с потерями В БОЯХ в Америке. Ваши миллионы это уже не гражданская, а террор ГРАЖДАНСКОГО населения. Да, Ленин-Дзержинский-Сталин развернули террор против своего населения. Это уже не гражданская война, как и сейчас в Россиии посадки на года это не гражданская война.

User american_uncle, 17.11.2020 06:14 (#)
25290

Как там в холодильнике Дом Периньон поживает? Целёхонек, небось. До 2024 года будет живёхонек? :))

User nanoscience, 22.11.2020 03:25 (#)
3460

За Трампа проголосовало какое-то суперогромное количество. Надо делать выводы из этого. Байден, похоже, сделал. Он, по его словам, - Президент всех американцев, если вы американец конечно, на самом деле, а не козел. Надо уважать выбор не большинства, а всех. Важно понять, почему амеиканцы столь массово голосовали за Трампа. Вы, социолух, об этом умалчиваете. Ваша игра дурная. Вы сеете раздор, как и Жора.

User american_uncle, 22.11.2020 17:21 (#)
25290

Надо уважать выбор не большинства, а всех...
========================================

Нанодрочер, а не трудно ли тебе объяснить, как может быть выбор всех, если половина за одного, а половина за другого? На настоящих выборах ВСЕГДА выигрывает большинство, а та часть, которая проиграла, принимает этот выбор. И так до следующих выборов. На то она и демократия.

А раздор сеют именно Трамп и трампоиды, которые хотят изменить правила работы американской демократической системы выборов.

Понять же, каковы причины появления Трампа и трампизма - серьёзная задача на будущее. Над ней ломают голову серьёзные аналитические умы - не чета тебе, форумный нанодрочер.

User anticom1, 17.11.2020 16:38 (#)
35440

У нас сейчас такое же быдло голосует за прогрессивистов-либералов, им обещают золотые горы, отобрать и поделить. А сами вожачки планируют засесть во дворцы. Не понимаю наших Савв Морозовых, которые спонисируют этих прогрессивистов, явно историю не изучали, вернее, наши профессора университетов настоящую историю не преподают, а только социалистическую утопию.

User judgebork87, 17.11.2020 16:57 (#)

Эти не Морозовы, а отморозки.

User anticom1, 17.11.2020 17:08 (#)
35440

Джек Дорси?

User judgebork87, 17.11.2020 17:14 (#)

Твиттерный Джек, чувствует свою вину белого человека. Но расстаться со своими миллиардами не спешит. Зато антИфа и blm знают как ими распорядиться.

User american_uncle, 17.11.2020 19:40 (#)
25290

Как мило два трампистских уёбка беседуют. "Быдло", по их ублюдочному мнению - это жители всех крупных городов.

Алло, вашего вождя попёрли из Белого Дома! Американский народ его не хочет! :))

User anticom1, 17.11.2020 20:21 (#)
35440

Посмотри:
//nation.com.pk/16-Nov-2020/president-of-soros-linked-voting-software-firm-on-biden-transition-team-trump-lawyers

User american_uncle, 18.11.2020 00:08 (#)
25290

Да он "под лавкой" давно. Нажрался, видимо, Дом Периньона. :))

User dniprovsky, 20.11.2020 15:21 (#)

«профессора университетов настоящую историю не преподают, а только социалистическую утопию.»

Какая мерзость.

User anticom1, 20.11.2020 20:28 (#)
35440

Пара шагов к фашизму.

User nanoscience, 22.11.2020 03:41 (#)
3460

Чего там к фашизму, к восстановлению монархии! Ох, блин, у них-то и монархии не было пока... Ну, тогда, к восстановлению плантаций, рабов, да?

User anticom1, 22.11.2020 15:57 (#)
35440

Вы явно не понимаете основные черты фашизма.

User nanoscience, 22.11.2020 16:37 (#)
3460

Это рыжий такой фашизм, да? Та ни, фашизм тут только проклевывается, ему еще стыдно своей наготы.

User anticom1, 22.11.2020 16:55 (#)
35440

вы явно не в теме, просто троллите.

User nanoscience, 22.11.2020 16:55 (#)
3460

Ага

User anticom1, 22.11.2020 17:02 (#)
35440

Мы уже сейчас наблюдаем цензуру оппозиционных взглядов со стороны хайтек корпораций, основные СМИ являются пропагандистской машиной демократической партии, заявления и действия лидеров демократов показывают их стремление к авторитарному этатизму, особенно это заметно в период настоящей пандемии, также хорошо просматривается социал-синдикализм, на примере профсоюзов учителей, гос работников, также присутствуют элементы корпоратократии.
Разуй глаза, очисти мозг.

User nanoscience, 22.11.2020 17:14 (#)
3460

Это да, но я не читаю зарубежных новостей, зачем напрягаться? Мой английский так себе. Этатизм - мне понравилось это слово, спасибо! Мозг у меня чистый и ясный, а глаза, да, а вы не слишком политизированы? Ведь мужики в США о политике не разговаривают. Они говорят о спорте. Если попадается человек, все время насилующем политические вопросы, они вытесняют его молчанием и недоумением. Нет, один раз, я сам удивился, попался такой, говорливый на тему Ъ демократии. Но это было так, неординарно. Этатизм, да! Я согласен. Не надо нам этатизмы. Человек и есть центр и вместилище всего мира! Ой, мне звонят.

User anticom1, 22.11.2020 19:29 (#)
35440

В США говорят обо всём, только не со всеми. У нас практически не осталось чистых новостей о внутренней политике в стране, именно без политической ангажированности, которая всего лишь показывает мнение издания, исходя из интересов, как правило меркантильных.
Когда звонят, откройте дверь, может за вами пришли.

User nanoscience, 22.11.2020 19:42 (#)
3460

Не, то по телефону звонили. А вот мои иностранные студенты действительно были запуганы. Ну, наш ректор, как мог, их успокаивал.

User anticom1, 22.11.2020 19:47 (#)
35440

Чем ваши студенты запуганы? И где они обучаются?

User nanoscience, 22.11.2020 20:18 (#)
3460

Ха-ха, а вы думали в России, да? Не, те студенты все в онлайне. Там ректор ходит без маски. И, вообще, вируса в Росси нет, в Росси есть бесшабашность. Правда мрут люди пачками и новые заражения бегут догонять Америку. Теперь не бабки догоняют, а вирус... Что же до иностранных студентов в США, вы же знаете, что Президент Трамп объвил им, что онлайн занятия они обязаны посещать в своих странах. Это чего такое было?

User anticom1, 22.11.2020 20:48 (#)
35440

"Что же до иностранных студентов в США, вы же знаете, что Президент Трамп объвил им, что онлайн занятия они обязаны посещать в своих странах."

А что, интернера нет?

User nanoscience, 22.11.2020 21:17 (#)
3460

В Индии, например, есть проблемы просто с электричеством. ТУт не до интернера.

User nanoscience, 22.11.2020 21:20 (#)
3460

Наверное важно даже не это, а то, что ты стал второсортным человеком и тебе дорога в США закрыта. А ведь учатся лучшие люди, да из той же Индии.

User anticom1, 22.11.2020 21:31 (#)
35440

Практически все страны закрыли пересечения границ в связи с короной, но США должны держать их открытыми????

User nanoscience, 22.11.2020 21:38 (#)
3460

Нет, китайские студенты, которые уехали на каникулы, вернуться в Россию не смогли. Пострадали российские вузы. Студенты из Индии в США редко ездят в Индию, они живут своими семьями в США, по студенческим визам. Вот эти семьи Трамп и напугал. А зачем, я не знаю. Ведь они платят налоги в магазинах, увеличивают товарооборот, снимают квартиры, покупают машины... и являются перспективными жителями США.

User anticom1, 22.11.2020 22:06 (#)
35440

Вопрос сложный. Но приоритет должен отдаваться гражданам своей страны

User nanoscience, 22.11.2020 22:21 (#)
3460

Вот это и есть рыжий фашизм, нет?

User anticom1, 22.11.2020 22:29 (#)
35440

Глобализуй дальше

User nanoscience, 22.11.2020 22:50 (#)
3460

Я вообще не понимаю этого термина. То, что мир глобализуется, ну, это же понятно и приятно, нет? И чего так коммунисты выступают против глобализации? ДЕмократический мир хочет демократической глобализации. Коммунистический мир хочет коммунистической глобализации. А вы, вы против глобализации вообще, то есть против демократической глобализации? То есть вы за архаизацию, возвращению к пастбищам и пещерам? Вы говорите словами Сандерса, да? Я видел кое-где в США эти антиглобалистские эмблемы, с серпом и молотом.

User anticom1, 23.11.2020 18:56 (#)
35440

"И чего так коммунисты выступают против глобализации?"

Китайские коммунисты выступают за.
Вообще то, вы своим комментарием показали свою наивность, полное незнание вопроса, непонимание, кто за этим стоит и какие цели преследуются. Билл Клинтон в своей книге Between Hope and History: Meeting America's Challenges for the 21st Century, написал, что включение Китая в свободную торговлю приведет к либерилизации страны. Мы видим Китай на примере ГонКонга, на примере концентр лагерей, на примере запугивания соседей, коррумпирования правительств недоразвитых государств.
Так вот, Клинтон пропихнул Китай в ВТО, невзирая на нарушения, непозволяющие стать членом ВТО. Волмарту был нужен беспошленный товар, чтобы легче конкурировать на амер рынке. Большие международные корпорации обогащаются на данной глобализации, через свои пропагандистские рупоры вещают, как это хорошо. Напомнить названия рупоров?

User nanoscience, 24.11.2020 00:03 (#)
3460

Любите вы называть вещи другими именами.
се это так - архитектура.
Вас от недуга излечу,
Вы мне доверьтесь, как врачу,
Поможет вам моя микстура.

Hа девиц глядите с нужной точки,
Hаливайте из медовой бочки,
Только дегтю добавляйте к меду.
Вникнуть попрошу в мою методу.

Если вы на женщин слишком падки,
В прелестях ищите недостатки.
Станет сразу все намного проще:
Девушка стройна, мы скажем: мощи!

Умницу мы наречем уродкой,
Добрую объявим сумасбродкой.
Ласковая - стало быть липучка,
Держит себя строго, значит злючка.

Hазовем кокетливую шлюхой,
Скажем про веселую - под мухой.
Пухленькая: скоро лопнет с жиру.
Щедрую перекрестим в транжиру.

Hу а бережлива? Окрестим в скволыгу!
Если маленькая? Ростом с фигу!
Если рослая? Тогда верзила!
Через день, глядишь,
Через день, глядишь,
Через день, глядишь,
Любовь остыла!!!

User nanoscience, 24.11.2020 05:18 (#)
3460

Все знают, что WTO опозорилась на всех фронтах. Русские используют её, чтоб продавать металл Потанина. Китай - чтобы экспортировать всё и всем, и при этом производством руководит фактически компартия, то есть государство. Поляки закрыли путь российскому газу по Северному потоку из-за Украины. Ну, а американцы ввели санкции против членов WTO. И что, в этом виноват Китай или США? Я вообще против всяких таких организаций, как ЕС, ВТО, ООН, и прочая жуть. Вместо этого давно пора ввести один только трибунал, но он должен быть абсолютно убийственным и вне всякого закона!

User scandinavian, 16.11.2020 22:00 (#)
39093

Той России больше нет, сто лет прошло, а последыши чекистов правят бал и поныне.

User cryoter, 16.11.2020 23:28 (#)

Прекрасная статья Павла Матвеева на Каспарове.

User boris_k, 17.11.2020 01:29 (#)
3734

Почему проиграли? По трем причинам:
1), о чем сказано в статье: белые были открытыми имперцами, сразу восстановившими против себя все национальные движения от Финляндии до Средней Азии; красные первое время успешно скрывали свое имперство, и это дало им огромное преимущество. Та же имперская паранойя помешала белым получить достаточную помощь от стран Запада.
2) Большевики вели войну с невероятной, немыслимой жестокостью, которую белые и вообще не-большевики даже не могут себе представить. Такого не было ни при каких чингисханах-тамерланах. Если отец отказывался идти в Красную Армию, на глазах у матери расстреливали детей. За 5 лет (1918-22) чекисты убили около 2 миллионов человек, т.е. в 4-5 раз больше, чем погибло во всех сражениях гражданской войны. (Жертв белого террора было примерно в 100 раз меньше.)
3) Белое движение было добровольным, что противоречило великому российскому принципу пох-изма. В результате максимальный объем ВСЕХ белых армий достигал примерно 300 000 человек (0,2% населения России), тогда как армия красных рабов достигала 2,5 миллиона человек. Случаи отказа офицеров воевать против красных были массовыми. Деникину удалось раздобыть деньги на выезд из занятой большевиками Москвы на Дон высококвалифицированных офицеров, которые могли бы оказать большую пользу Белой армии. Только 10% из них реально выехали, остальные сказали "с такими деньгами мы и в Москве проживем".

User arkadyTsurkov, 17.11.2020 06:11 (#)

В целом все правильно. Но не нужно слишком восхвалять "Комуч". "Комуч" за несколько месяцев "довоевался" от Волги до Омска.

Ну, и в 1920г. Врангель начал земельную реформу. Но было уже поздно.

User dniprovsky, 20.11.2020 18:54 (#)

На Дону и в Замостье тлеют панские кости,
А над ними шумят ветерки.
Помнят псы-атаманы, помнят польские паны
Конармейские наши штыки.

… Под Замостьем их турнули в хвост и в гриву. А они всё равно объявляли это победой. Но пришло время, и время всё расставило по местам.

User arkadyTsurkov, 21.11.2020 09:09 (#)

Вот-вот!

User bespartijnen, 18.11.2020 06:59 (#)

Спасибо Борису Соколову за статью.
Выиграли в гражданскую войну национальные окраины, ставшие независимыми государствами: Финляндия, Эстония, Латвия и Литва (про Молдавию-Бессарабию не знаю; кто знает, напишите). Остальные окраины мало продержались и быстро влипли в совдеп. Ну а белое движение в России было разножопицей. Много территории, мало общего. Каждый воевал как мог. Лозунги разные, цели разные. Антанта, видимо, не стремилась помогать слишком щедро. Не могли белые противостоять централизованной власти большевиков-безбожников, не останавливающимся ни перед чем: ни перед массовыми убийствами, ни перед захватом заложников. Фраза Ленина "для меня была всего важнее практическая цель" в действии.

User nanoscience, 24.11.2020 07:41 (#)
3460

Да ни хрена они не выиграли. Вот если бы Литва завоевала
московию, она бы выиграла тяжесть и прелесть ядерного оружия. Окраины это Свадьба в Малиновке, как вы не понимаете. Литва поэтому вступила в ЕС и в НАТО и теперь она часть Запада! В каком-то смысле. Прав ли был бОрис? Я думаю да, он дурак.

7820

Наиболее важным уроком является тот факт, что в россии те, которые выступали за "единую и неделимую, проиграли". То же неизбежно случиться и в современной россии.

Анонимные комментарии не принимаются.

Войти | Зарегистрироваться | Войти через:

Комментарии от анонимных пользователей не принимаются

Войти | Зарегистрироваться | Войти через:


Реклама


Выбор читателей