статья Убийство в коридорчике

Борис Соколов, 01.12.2019
Сталин и Киров. Фрагмент групповой фотографии

Сталин и Киров. Фрагмент групповой фотографии

85 лет назад в коридоре Смольного прозвучали три выстрела. Двумя из них был убит сталинский фаворит Сергей Киров. Третьим выстрелом убийца Леонид Николаев попытался покончить с собой. Действовал ли он по указке НКВД, как впоследствии утверждал Никита Хрущев, или, может быть, на почве ревности? Историк Борис Соколов - о мотивах убийцы и последствиях выстрелов в Смольном.


Комментарии
(комментарий удалён)
User american_uncle, 01.12.2019 02:18 (#)
25290

Не думаю, что всё обстояло именно так. Важно выстроить систему, а не контролировать каждое её движение. Не думаю, что Сталин контролировал всё вплоть до мелочей.

User donchanin1, 01.12.2019 08:39 (#)

....Важно выстроить систему... это очень верное замечание. Например охота на ведьм, сколько убийств не важно какие мотивы и степень безумия участников, важна среда в которой всё происходит.

User marazm_sovetov, 01.12.2019 14:31 (#)
51965

"Важно выстроить систему, а не контролировать..."

Это, как бы, правильно, но в случае Сталина он, именно что, все контролировал сам (более или менее). Если бы Сталин выстроил реально жизнеспособную систему, она не начала бы разваливаться сразу после его смерти. Ведь, по сути, весь период с 1953 по 1975 представлял собой процесс распада "социалистической системы". Более того, сегодня мы понимаем, что работающая "социалистическая система" не может существовать в принципе. Как не может существовать "летающая тарелка" или "машина времени".

User american_uncle, 01.12.2019 15:35 (#)
25290

Я не спорю, что эта система была нежизнеспособна без своего главного звена - вождя. И как только вождя не стало, она начала разваливаться. Ровно то же, кстати, ожидает и путинский режим. Но это вовсе не означает, что вождь должен был контролировать каждую мелочь. Очень многие советские "институты" были выстроены так, что работали в рамках сталинской/советской парадигмы сами по себе, без мелочного контроля со стороны вождя или вождей.

Сталин, безусловно, контролировал лично лишь самую важную часть этой системы - идеологию. Потому что система была "идеократической" - примерно такой же, какой является, например, нынешний Иран. Отсюда и мелочное/повышенное внимание вождя к литературе, поэзии или другим "идеологическим" основам жизни общества.

Разумеется, что был тотальный контроль и над экономикой (денежными потоками) - но это была уже техническая в значительной мере часть работы самой системы.

User marazm_sovetov, 01.12.2019 16:17 (#)
51965

"Очень многие советские "институты" ... работали ... сами по себе, без мелочного контроля со стороны вождя или вождей";
"Сталин ... контролировал лично ... идеологию."

Я не согласен ни с первым, ни со вторым тезисом. Первый тезис недоказуем. "Институты" в совке были разными. Нельзя ставить на одну линию силовые структуры (например) и систему торговли (например). У первого и у второго "института" движущие силы были абсолютно разными. В целом, нет сомнений, что подавлюящее большинство структур при Сталине держалось и работало на страхе. Каковой после смерти С. потерял свою силу. Понятно почему: Сталин был маньяком, ему было пох, сколько людей убить. Его последователи были более "слабонервными".
Второй тезис тоже сомнителен, поскольку советская идеология и после Сталина отлично себя чувствовала. Суслов, прилежный ученик Сталина, тоже был мастер демагогии. Да там (в руководящих структурах) все были мастерами засирать мОзги. И мы прекрасно знаем, что руководители СССР ни в какую идеологию лично не верили. СССР держался не на идеологии. Идеология играла роль не "каркаса", а "декоративной облицовки". "Каркасом" был страх. По сути дела, причиной начала процесса развала "совка" (мы говорим о САМОМ начале -- в 1953 г. ) было, на 90%, именно уменьшение страха.

User american_uncle, 01.12.2019 17:20 (#)
25290

В целом, нет сомнений, что подавлюящее большинство структур при Сталине держалось и работало на страхе.
========================================================

Именно! Вы сказали именно то, что и я - только другими словами. Сталину достаточно было "контролировать страх" - иными словами, эмоциональную, "духовную" жизнь общества, чтобы все остальные "институты" работали так, как нужно было для выживания системы.

А как контролировать страх? Через контроль идеологической ("духовной") сферы жизни общества. Что и требовалось доказать.

User marazm_sovetov, 01.12.2019 22:59 (#)
51965

С определенной натяжкой можно согласиться и с Вашей формулирвкой.

15776

И разваливалась эта система без малого 40 лет, да так окончательно и недоразвалилась.

User american_uncle, 01.12.2019 18:27 (#)
25290

А что вас, собственно, удивляет? Даже человек иногда разваливается 15-20 лет. А государство или страна - это значительно более сложный организм.

User american_uncle, 01.12.2019 01:35 (#)
25290

На самом деле Леонид Николаев был типичным убийцей-одиночкой. За некоторые прегрешения (отказ поехать на "картошку") он был исключен из партии и уволен с мелкой номенклатурной должности в Ленинградском Институте истории партии.
=====================================================================

Таким образом, большой террор начался из-за отказа кого-то поехать на картошку. :))

Нынешние времена отличаются от тех тем, что перед чеченскими войнами и соответствующим закручиванием гаек всё было заранее спланировано: и взрывы домов, и истерия против "чеченских террористов".

User nfgbh1970, 01.12.2019 01:58 (#)
27828

Скажите, а вы точно знаете, что желание Николаева убить "кого-то из большого начальства" не было навеяно теми же чекистами? Или, узнав о планах Николаева, ему те-же чекисты не поспособствовали в реализации? Провокации и "игра на несколько сторон" часто практиковалась (и практикуется) соответствующими спецгероями. По аналогии - несколько последних "экстремистских-террористических" групп в РФ организованы и инспирированы спецгероями - любо дорого читать, что каждый второй член всяких "Новых величий" - действующий росгвардеец, гебил или полицай.

User american_uncle, 01.12.2019 02:14 (#)
25290

Разумеется, я не могу это точно утверждать. Но автор статьи представляет дело именно так. Почему я не должен ему верить?

User nfgbh1970, 01.12.2019 03:01 (#)
27828

Ну, это так себе аргумент - а почему вы должны ему верить? Как понимаю - Сталину нужен был повод устроить чистку (массовые репрессии), что и произошло, почему бы это не организовать? Тем более - провокация - любимая забава чекистов.

User american_uncle, 01.12.2019 05:49 (#)
25290

Мало ли кому и что нужно? Вполне могли использовать подвернувшийся под руку случай. Почему нет? В целом, меня эта история совершенно не волнует. Важно, что убийство Кирова Сталин использовал по полной программе. Даже если не он был организатором этого убийства, это ничего не меняет для нас в его облике.

24309

НЕ верю! это напоминает версию убийства Джона Кеннеди Освальдом... тоже вроде как одиночка-убийца.зато читая воспоминания некоторых свидетелей ,которые отзывались об Освальде,сразу понимаешь,что наглая ложь и ещё целенаправленная. например,некая дама,которая встречала Освальда в Минске,писала,что он распускал руки при флирте с дамами... так это нужно НЕ знать,что в сша вообще то просто дотронуться до другого человека недопустимо! тем более в отношении дамы... откуда Освальд мог знать нравы бритоголовых большевиков, которые понятия не имели о морали... а уж врать,врать и врать,это самый гадкий конёк,который использовали в своих мерзких интересах.
в этой публикации НЕ верю ни одному слову.просто нужно сделать так,чтобы мерзкий сталин выглядел более прилично у общества,которое уже одурачено за столетие сотни раз и больше...

User american_uncle, 09.12.2019 13:13 (#)
25290

НЕ верю ни одному слову.просто нужно сделать так,чтобы мерзкий сталин выглядел более прилично у общества,которое уже одурачено за столетие сотни раз и больше...
=================================================================

Что за истерика, дамочка? И при чем тут Кеннеди и Освальд? Чуть что - так сразу с Америкой сравнивать. Ни с кем более - только с Америкой. Как же супер-пупер-дЫржава!

Борис Соколов - последовательный критик сталинизма и Сталина. Его в чем угодно можно заподозрить, но только не в отбеливании сталинизма. Так что, успокойтесь и утрите сопли.

24309

ой,дядя...
в том и дело,что одиночка Освальд работал под чётким прикрытием... как и убийца Кирова. ну,а Борис Соколов знаток,который выдёт 95% правды (супер-показатель!), а остальное от лукавого.
просто хорошо помню,как ещё в школе нам внушали,что ТАК врут именно американцы на радио Свободе, а вот в СССР только 100% правда и никак не меньше.
у Бориса Соколова НЕТ фактов,а доки больше основаны на голой теории.кстати,тут и без меня об этом высказались...

User american_uncle, 10.12.2019 02:11 (#)
25290

Опростались, тётенька? Ну, слава богу!

User albex2, 01.12.2019 02:07 (#)

Интересная версия, но ложная. Именно Сталин был заказчиком убийства Кирова.

User american_uncle, 01.12.2019 02:20 (#)
25290

Кстати, интересная картинка! Известно, что все советские вожди были очень маленького роста. А на этом фото Сталин выглядит прямо каким-то гигантом по сравнению с Кировым.

User magarput44, 01.12.2019 07:49 (#)

наверное на лабутенах стоит как питун

User magarput44, 01.12.2019 02:34 (#)

бля , прямо какойто чингачгук, а не монтер метал отвертки

User anticom1, 01.12.2019 03:23 (#)
35440

А Путин кого там уволил?

User judgebork87, 01.12.2019 04:06 (#)

Объяснять профанам всё от политики до принципов перспективы бесполезно. Фигура или предмет на первом плане кажется больше чем на втором. Хотя Киров и был пигмеем – 150 см роста. Сталин тоже далеко не гигант – 166 см. Любители фантазировать на пустом месте и тут впереди на лихом помеле. Никаких фактов убийства Кирова по приказу Сталина нет. Историк Соколов убедительно это доказывает, а Сталину убийств и без Кирова хватало. Другое дело, что он воспользовался этим убийством для окончательной расправы со старыми большевиками, знавшими цену кавказскому вампиру и знавшему о его незначительной роли в революции и гражданской войне. При чём тут убийство Немцова знают только всё те же, обладатели слишком бурной фантазией любители теорий заговоров.

, 01.12.2019 23:21 (#)

Привет, Гаррик, С тобой (и автором статьи) я не согласен: слишком многие факты указывают на Сталина как заказчика убийства Кирова:

1) Кто убил: Вычещенный из партии (потом восстановленный!) Николаев, которого до этого останавливали с оружием рядом с домом Кирова, а потом отпускали (!!), который до этого связывался с германским консулатом и предлагал передать им информацию(!!!), который до этого получал анономки о связи его жены с Кировым и не скрывал к нему ненависти (!!!!) спокойно проходит в Смольный и стреляет в члена Политбюро (!!!!!);

2) Кто "охранял" Кирова: Михаил Борисов; когда его после убийства везли на допрос, грузовик попал в аварию, и он (единственный из всех в машине!) погиб.

3) Наконец, сui prodest? Киров был единственных человек в партии, который на 17 с"езде получил больше голосов, чем сам Сталин, и которого недовольные Сталиным на его место прочили.

User judgebork87, 01.12.2019 23:39 (#)

Тем не менее всё это косвенные улики, предположения и hearsay. Оружие членам партии разрешалось носить,. Задержание с оружием у дома Кирова скорее говорит о давней задумке Николаева убить Кирова. Как он мог знать, что Киров внезапно появится в Смольном? Ни один человек никогда не признался в подготовке покушения, хотя людей замешанных должно было быть много. Естественно позже обвинённых и запытаных сталинскими плачами я не имею ввиду.
Как хочешь, а я без явных улик обвинять человека не могу. Даже если этот человек– зверь.

, 02.12.2019 01:13 (#)

Мой пост - не для того, чтобы "обвинить" Сталина: виновен он в 1,000,000 или в 1,000,001 убийств - не столь важно. Просто, историческая загадка, корорую Соколов, на мой взгляд, решает весьма неубедительно.

User judgebork87, 02.12.2019 01:25 (#)

Естественно и до Соколова я читал об убийстве Кирова и от других авторов. Тема далеко не новость. Моё личное мнение я высказал. Юра, ты имеешь право на своё :)

, 02.12.2019 05:15 (#)

right.

User makrochip, 01.12.2019 08:53 (#)

Лучше бы Николаев Сталина замочил, тогда бы он точно прославился. Не факт, что советская власть после этого перестала бы быть советской, но может быть немного менее кровожадной.

User orge, 01.12.2019 10:20 (#)
4479

Не было бы этого предлога порешить своих корешей, Сосо ухватился бы за другой. Не зря же он так впечатлился "Ночью длинных ножей" за полгода до того.

Убивать Мироныча у Сталина не было никаких резонов. Сергей Костриков был еще тот людоед. Вот слова истинного революционера Кирова: «Карать, не только карать, а карать по-настоящему, чтобы на том свете был заметен прирост населения благодаря деятельности нашего ГПУ».
Он, можно сказать, обкатывал будущий ГУЛАГ - систему концлагерей для организации массового переселения врагов народа на тот свет.
Киров был харизматичной фигурой, достаточно хорошо образован, принят и в кругу пролетариата, и гнилой интеллигенции.
Поэтому его смерть очень хорошо легла в оправдание массовых репрессий. Тут даже привычное "один гад сожрал другую гадину" не проходит.
Не будь этой случайности, как знать, может, вместо страшилы Берии, английским шпионом пришлось бы Хрущеву объявлять Кирова.

User natala, 01.12.2019 23:01 (#)
3006

"Убивать Мироныча у Сталина не было никаких резонов."

Возможно и не было. Большой террор Сталин начал бы и без этого убийства и Киров стал бы его активным соучастником. Но версия и том, что Сталин заказал Кирова очень удачно ложится на всю дальнейшую цепочку событий - большой террор, создание внесудебных двоек-троек. Потому эта версия выглядела очень правдоподобной.
---
"Не будь этой случайности, как знать, может, вместо страшилы Берии, английским шпионом пришлось бы Хрущеву объявлять Кирова."

Не исключено, что на месте Берии (а может и Ежова) был бы Киров. Правда не постигла бы его тогда участь Ежова тоже неизвестно.

User new_generation, 02.12.2019 02:28 (#)

Убийство в коридорчике =====================
"Эх, огурчики-помидорчики, Сталин Кирова убил в коридорчике. "

User new_generation, 02.12.2019 02:35 (#)

Сева Новгородцев Би-би-си, Лондон
Была в 30-е годы частушка: "Ах, огурчики да помидорчики, Сталин Кирова убил в коридорчике!"
Народ, как всегда, смотрел в корень, уравнивая закусь под водку с политическим убийством, развязавшим всесоюзный террор. Обыкновенное дело - нам что огурцы крошить, что партийных работников.
Сталин, однако, умел шутить и перещеголял народ в цинизме, присвоив имя Кирова ленинградскому мясокомбинату, где ежедневно именем Кирова совершался геноцид животных конвейерным способом.
Получился мясокомбинат имени Убитого Вождя, предприятие Вечной Смерти.
После убийства Кирова был расстрелян его убийца Николаев, якобы ревновавший Кирова к своей жене. Расстреляли и саму жену, Мильду Драуле, ее сестру Ольгу Друле и мужа Ольги, Романа Кулишера.
Двоих сыновей, семилетнего Маркса и трехлетнего Леонида отдали в детский дом.
Начался так называемый "Кировский поток". Пошли чистки и аресты в невиданных ранее масштабах.

User new_generation, 02.12.2019 02:36 (#)

Одна рука карала, другая курила фимиам.
Именем Кирова назвали группу островов в Карском море, Ленинградский театр оперы и балета, Кировский завод. В стране появилось более 4 тысяч Кировских проспектов.
В длинном списке - Кировский край, Кировоградская область, города Киров (бывшая Вятка), Кировоград (бывший Зиновьевск), Кировск (бывший Хибиногорск). А еще - города Кировский, Кировоград и Кировокан.
Переименовали Мурманскую железную дорогу, Московский часовой завод, заводы в Тирасполе, Гомеле, Кулебакске, Могилеве. В Копейске, Макеевке. Ткацкую фабрику в Иванове. Судостроительный завод в Хабаровске. Ленинградскую хлебопекарню. Артемовскую теплоцентраль.
Электровозы, крейсеры, корабли. Тяжелый советский танк. Круизный четырехпалубный теплоход.
4-ю авиационную бригаду особого назначения. 201-ю воздушно-десантную, 20-ю танковую бригады.
Ленинградскую Лесотехническую и Военно-медицинскую академии.
Казахский государственный университет, Уральский политехнический институт и так далее, и тому подобное.
Вот как Сталин Кирова любил.
Так что всякие частушки про коридорчики были совершенно неуместны.

User new_generation, 02.12.2019 02:45 (#)

"Ох, огурчики-помидорчики.
Сталин Кирова убил в коридорчике"
"Лаврентий Палыч Берия
Не оправдал доверия,
А товарищ Маленков
Надавал ему пинков"
Народные частушки.

Нынче Кирова убили.
До рублёвки хлеб добили.
Если Сталина убьют,
До копейки хлеб добьют.

Ленин музыку играет,
Сталин пляшет трепака.
Развалили всю Расею
Два "веселых" мудака.

User sunni, 02.12.2019 06:14 (#)

Меткие сука-бля, раньше электромонтёры были. Метнуть отвёртку в руку и попасть, мгновенно среагировав после двух выстрелов? У него погоны НКВД не меньше майора, походу, были

К коммунизму мы идем,
Птицефермы строятся.
А колхозник видит яйца,
Когда в бане моется.

Феноменально насчет яиц*****************************

Анонимные комментарии не принимаются.

Войти | Зарегистрироваться | Войти через:

Комментарии от анонимных пользователей не принимаются

Войти | Зарегистрироваться | Войти через: