статья Бриллиант чистой мочи

Евгений Паперный, 16.08.2004
Церемония возжигания олимпийского огня. Изображение с официального сайта Олимпиады-2004

Церемония возжигания олимпийского огня. Изображение с официального сайта Олимпиады-2004

Древнегреческие Олимпиады оставляли по себе народную память и скульптуры чемпионов. После Олимпиады-2004 в наследство человечеству останутся несчетные километры видеопленки и семь тысяч контейнеров с мочой. Половину из них разберут на составляющие немедленно, а половину (каждый атлет сдает по две пробы) оставят для контроля, фактически - для истории. Вот так неэстетично преломилась идея середины прошлого века о создании банка спермы нобелевских лауретов...

Зачем же запущена вся эта истерия, по масштабам сравнимая с охотой на святых отцов-педофилов, а по уровню пафоса - с самообороной журналистского сообщества от Филиппа Киркорова? Как представляется, спортивные функционеры тщательно следят за тем, чтобы успехи чемпионов были обозримы нормальным человеческим разумом. К примеру, когда метатели копья научились швырять его слишком далеко, этот спортивный снаряд намеренно ухудшили. На очереди, поговаривают, теннисный мяч - больно быстро летает, его плохо видно.

Вообще, популярной считается идея, что спортсмен должен быть похож на нормального человека. Оно, впрочем, понятно. Спорт существует на рекламные деньги, тысячи парикмахеров по всему миру обогащаются, переделывая миллионам фанатов прическу "под Бэкхема" вслед за перменчивым кумиром. И если обычный парень заподозрит, что звезда - это нечто большее, чем везучий человек из толпы, да пострижется раз и навсегда под "своего парня" Эминема, это обойдется корпорациям в немалые деньги.

Более того, чтобы телезрители не расходились после церемонии награждения и посмотрели-таки рекламный блок (ради которого все и вертится) в ожидании выпуска новостей, для этого, как учат нас боги Голливуда, всегда должна оставаться какая-то интрига.

По одному из официальных определений, допингом называются способы и методы искусственного повышения спортивной работоспособности, которые оказывают побочные эффекты на организм. И это притом, что спорт весь - насквозь искусственная штука ("двадцать два человека за одним мячиком бегают", как говорил старик Хоттабыч). А уж побочные эффекты... Запредельные физические нагрузки ослабляют иммуннитет, обильная белковая пища бьет по почкам, усиление обмена веществ разрушает печень, о состоянии опорно-двигательного аппарата, которым олимпийцы, собственно, зарабатывают золото, и говорить не приходится. Вместе с пенсией на четвертом, а то и третьем десятке лет большинство спортсменов получают инвалидность.

Таким образом, под определение допинга подпадает все, вплоть до лазания по шведской стенке. Однако в число запрещенных действий (а это не только прием обширного списка лекарств, но и ряд физических методов) попадают только те, что обеспечивают спортивные успехи "на халяву". То есть провести полжизни в спортзале, чтобы вырастить какую-то мышцу - можно, а сделать укольчик, после которого этот мускул сам вырастет, запрещено. Принцип плохих армий и школ - главное, не чтоб сделал, а чтоб замучился: ценностью объявляются не звезды, а тернии. Эту мысль доказывает то, что в эпоху античных олимпиад, когда соответствующие иудео-христианские принципы еще не были столь популярны, к допингу относились куда лояльнее.

Греческие стайеры стимулировали организм при помощи кунжутных зерен, а борцы и вовсе ели перед схватками мухоморы. Мухоморов не чурались и римские гладиаторы. Древние египтяне ключом к спортивным успехам считали истолченное заднее копыто абиссинского осла, сваренное в масле и перемешанное с розовыми лепестками.

Более того, и в последнее время наиболее институционализированной любовью к допингу отличались страны с выпадающими из традиционной "западной" линии идеологиями - ГДР, Китай...

Не только в химии, надо сказать, дело. Нынче обнаружение следов марихуаны в моче сноубордиста на последней зимней Олимпиаде (которую тот, выяснилось, вроде как легально курил в соответствующей стране чуть ли не за неделю до соревнований) вызывает среди "общественности" большее негодование, чем концлагерный режим тренировок китайских гимнасток, у которых в году четыре выходных и которым запрещена какая бы то ни было личная жизнь или свидания с родственниками.

Однако, положим, компания-производитель спортивной одежды на чемпиона деньги тратит, а зарабатывает на любителях растрясти жирок. Поэтому ей выгоднее поддерживать имидж некоторого непрофессионализма чемпиона, не подавать "быстрее, выше, сильнее", как специальную область высокопрофессиональной человеческой деятельности. К примеру, Новая Зеландия вообще отказалась от поощрительных выплат своим чемпионам - как будто эти люди туда для развлечения поехали...

Еда - это допинг? Вроде бы нет. Но если это не "обычная" пища, а специальная, разработанная для спорта, диета, помогающая стать сильнее? Чем это отличается от специальных таблеток "для силы"? А одежда? На создание костюмов для пловцов, снижающих трение о воду, потрачен не один миллион долларов и супер-пловец, не затянутый в специальное трико, едва ли имеет шансы на успех сегодня.

Летняя Олимпиада уже в разгаре и, если кто-то из спортсменов и принимал запрещенные вещества, что-то поделать уже нельзя. Время думать о грядущей зимней Олимпиаде. В связи с этим назревает вопрос: не является ли допингом лыжная мазь? Может быть, в целях изображения всеобщего равенства и повышения продаж спонсорских кроссовок во всевозможных флоридах лыжные гонки впредь проводить на асфальте?

При подготовке материала использованы данные BBC.

Евгений Паперный, 16.08.2004


новость Новости по теме