Times не верит, что за терактом в Москве стоял Масхадов или "Аль-Кайда"
Впервые чеченские экстремисты используют тактику, более характерную для палестинских террористов: фанатики-смертники, готовые взорвать себя на гражданских объектах. Об этом пишет лондонская Times. По данным газеты, за московским терактом стояла радикальная исламистская группировка "Джамаат" Шамиля Басаева, которая умело использовала еще более жестких и отчаянных полевых командиров.
В Чечне действует несколько группировок и движений сепаратистской направленности, напоминает газета. Наиболее умеренных сепаратистов возглавляет Аслан Масхадов, который командовал силами сопротивления в войну 1994-1996 годов, а в 1997 был избран президентом Чеченской республики и в этом качестве был признан всем миром. Нынешний президент России отказывается вести с Масхадовым диалог.
Если бы Масхадов одобрил теракт в Театральном центре, это бы означало, что даже самые умеренные сепаратисты готовы совершать теракты против гражданского населения России, следовательно это было бы началом нового витка конфликта между Россией и Чечней и окончательно уничтожило бы слабые надежды на мирное урегулирование этого конфликта. Однако Аслан Масхадов отвергал все подозрения о своей причастности к организации этого теракта и через своего представителя даже заявил, что не принимает террор как метод добиваться своих целей.
Газета напоминает, что президент Путин назвал этот теракт проявлением международного терроризма. Times квалифицирует эту гипотезу как оппортунизм, который Кремль проявлял с 11 сентября. По мнению газеты, у чеченских боевиков немного возможностей наладить контакты с международными террористами, поскольку "с трех сторон Чечню окружает российская армия, а с четвертой – высокие горы". Тем более, что большинство чеченцев – суфии, то есть они далеки от поддержки исламских фундаменталистов. Правда, Times не отказывается признать, что в Чечне воюют полевые командиры из арабских стран. Но оружие и арабы, и чеченцы приобретают в основном у федеральных войск.
Если же теракт в Театральном центре организовал ни Масхадов, ни Бараев, ни "Аль-Кайда", то остается самая страшная версия: за этим терактом стоял лишь сам Мовсар Бараев, и этот теракт означает переход чеченских боевиков к новой тактике – террору против случайных объектов. Как сказал газете Маирвек Вачагаев, "в Чечне тысячи таких бараевых, имена которых ни о чем вам не скажут. А русские должны сказать спасибо, что был захвачен театр, а на АЭС".
Times также отмечает, что ни один западный лидер не выступил до сегодняшнего дня с критикой тех методов, которые использовались при освобождении заложников.