Совет Федерации рассмотрит вопрос о введении ЧП в Москве
Совет Федерации в четверг соберется на внеочередное заседание в связи с ситуацией, которая сложилась с захватом заложников. На заседании может быть вынесено решение о введении в Москве ЧП. Об этом заявил журналистам в четверг Миронов, уточнив, что заседание состоится в 16.00 МСК. "Введение чрезвычайного положения находится в компетенции Совета Федерации и это делается по предложению президента страны. Я не исключаю, что нам придется собраться либо по этому поводу, либо по другому, и я обратился к своим коллегам быть в зоне досягаемости в любое время", - сказал он Интерфаксу. "Мы намерены принять обращение к парламентариям мира и считаем, что они должны осудить теракт, проиcшедший в Москве, и высказать свою оценку, и чтобы до устроителей теракта эта оценка международных парламентариев дошла", - заявил Миронов. По его словам, в документе, который примут сенаторы, будет проведена аналогия с терактами в США, произошедшими 11 сентября.
"Обращение будет взвешенным. Заседание будет закрытым. Мы никого не пригласили из представителей правоохранительных органов, потому что считаем, что не надо мешать профессионалам", - подчеркнул Миронов. Он призвал российских политиков также не мешать спецслужбам и правоохранительным органам в их деятельности по освобождению заложников. "Мы, как парламентарии, можем помочь в освобождении заложников путем воздействия со стороны международного сообщества", - подчеркнул спикер.
Отвечая на вопрос, он заявил о том, что готов выступить в качестве заложника в случае, если такие требования будут выдвинуты. При этом, как подчеркнул Миронов, если будет необходимость в выдвижении заложниками со стороны других сенаторов, то, как уверен Миронов, "большинство из них примут правильное решение".
Спикер заявил, что у него есть вопросы к руководителям правоохранительных органов, которые допустили беспрепятственный проезд в столицу банды вооруженных террористов и захват заложников в ДК. Однако прежде чем искать виновных, сказал Миронов, необходимо сделать все, чтобы заложники остались живы и были освобождены. "И только потом надо будет сделать очень большие и серьезные выводы из случившегося, - заявил он. - Я думаю, временная усталость и ощущение того, что все позади, расслабили правоохранительные органы".
Комментарий
Вряд ли Сергей Миронов просто так завел речь о введении режима ЧП в Москве. Скорее всего спикер "вызывает огонь на себя" – зондирует общественное мнение. И соответствующий проект указа уже лежит на столе у Владимира Путина.
Формально, для введения ЧП правовые основания есть. Статья 3 закона о ЧП (принят в мае прошлого года) гласит: "Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан"; в частности, при терактах и массовых беспорядках. Теракт налицо, массовые беспорядки – избиение людей, похожих на уроженцев Юга, – также организовать нетрудно. Первые сообщения об избитых кавказцах уже начинают поступать. Случись где массовая драка с погромами на рынках, битьем витрин и поджогами автомашин - и о введении ЧП Путина начнут просить сами москвичи. Без такого обращения президент, уважающий мнение большинства, на такой шаг ЧП вряд ли решится.
Впрочем, голоса "простого народа" нужны лишь для того, чтобы получше оформить уже принятое решение. Вопрос в том, нужен ли сегодня Путину режим ЧП в столице. То есть надо ли ему брать на себя ответственность за ситуацию, выход из которой абсолютно не очевиден. Наконец, ЧП не будет введено по весьма прозаичной причине – ни столичная милиция, ни внутренние войска, ни части Московского военного округа не имеют сил и средств для установления полноценного режима ЧП на всей территории гигантского мегаполиса.
Что касается предложений о введении прямого президентского правления, прозвучавших на утреннем заседании Госдумы, то такой режим в российском законодательстве не прописан. Впрочем, структура нынешней власти в Чечне тоже ни в Конституции, ни в каких-либо законах не прописана. По сути это и есть прямое президентское правление. Прямее уж некуда.