статья Последний гвоздь в союзный гроб

Виталий Портников, 28.06.2001
Акция протеста сторонников Милошевича у стен белградской тюрьмы 24 июня. Фото Reuters

Акция протеста сторонников Милошевича у стен белградской тюрьмы 24 июня. Фото Reuters

Конституционный суд Югославии решил приостановить действие правительственного декрета, регламентирующего сотрудничество Югославии с Международным трибуналом в Гааге. Суд, конечно же, не отменил правительственного распоряжения - это можно сделать только после соответствующей тщательной правовой экспертизы. Но он решил, что постановление правительства не может быть выполнено именно потому, что эта экспертиза еще не проведена.

Таким образом, исчезают юридические основания, позволяющие выдать международному суду арестованного экс-диктатора Слободана Милошевича. Конституционный суд поставил правительство Югославии в весьма интересное положение. Белград уже пообещал западным странам, что выдаст бывшего президента в самые ближайшие дни, привязав конкретные сроки к международной конференции доноров, на которой СРЮ может получить значительные кредиты для восстановления своей, Милошевичем же и его людьми разрушенной, экономики. Кредиты эти могут достигать миллиарда долларов - что для страны, средняя заработная плата в которой составляет всего нескольких десятков этих самых долларов, - сумма более чем ощутимая.

Западные страны поверили обещаниям югославского президента Воислава Коштуницы и сербского премьер-министра Зорана Джинджича, которые, не сумев провести соответствующий закон через парламент, задумали изменить ситуацию с помощью правительственного решения. И сегодня о своей готовности участвовать в конференции доноров заявили ранее уклонявшиеся от этого Соединенные Штаты.

А теперь оказывается, что Милошевич выдан не будет. Или все-таки будет, но тогда как? Зоран Джинджич уже заявил, что Милошевич будет выдан в любом случае. Но пока совершенно неясно, как правительство Югославии собирается обойти решение Конституционного суда и остаться в правовом поле.

Конечно, некоторые представители кабинета уже напоминают, что избранный еще при Милошевиче Конституционный суд не мог поступить иначе. И неслучайно еще в среду его председатель Милутин Шрдич подал в отставку, не желая участвовать в рассмотрении дела о выдаче Милошевича. Но вместе с тем югославские демократы побеждали именно на условиях, сформулированных в рамках созданной Милошевичем политической системы. Поэтому история с выдачей экс-диктатора, даже если Гаага не получит Милошевича в ближайшие дни и демократы останутся в дураках и без денег, заставит их как можно скорее решиться на коренное реформирование существующей политической системы.

А реформирование это будет, скорее всего, исходить из того, что Сербии не нужна Югославия. Если на референдуме большинство граждан Черногории проголосует за независимость, то они окажут властям в Белграде большое одолжение. Не будет в парламенте черногорских депутатов-коллаборационистов, не пользующихся влиянием даже в собственной республике. Не будет этого Конституционного суда. А президент СРЮ Воислав Коштуница займет место нынешнего президента Сербии Милана Милутиновича, по которому также плачет скамья подсудимых гаагского трибунала. Протестующие на улицах и заседающие в суде сторонники поверженного Слобо, кажется, просто не понимают, что своими действиями они не оставляют Югославии никакого шанса, как 10 лет назад ГКЧП не оставил никакого шанса СССР.

За что будут судить Милошевича - Справка Граней.Ру

Виталий Портников, 28.06.2001