статья Развод чреват разводками

Виталий Портников, 23.04.2001
Митинг противников независимости в Подгорице 17 апреля. Фото Reuters

Митинг противников независимости в Подгорице 17 апреля. Фото Reuters

Правящая в Черногории коалиция президента Мило Джукановича одержала победу на парламентских выборах. По предварительным данным, возглавляемый Джукановичем блок "Победа за Черногорией" будет иметь 35 мест в парламенте, а оппозиционная группировка "За Югославию" - 32. Но сторонники Джукановича могут рассчитывать еще примерно на 10 мандатов: уже сейчас известно, что 6-8 мест будет иметь также выступающий за независимость Черногории Либеральный союз, а три места - партии черногорских албанцев, перед выборами высказавшиеся в поддержку президента.

Собственно, победа сторонников независимости была предсказана практически всеми социологами: в том, что Джукановичу удастся опередить своих главных соперников из Социалистической народной партии Черногории, которую еще недавно возглавлял премьер-министр Милошевича Момир Булатович, никто не сомневался. Партии Булатовича не удавалось одержать победу над силами, поддерживающими президента Джукановича, даже тогда, когда за ней стоял Белград. Что уж говорить о нынешней ситуации, когда сторонники сохранения Черногории в составе Югославии хоть и входят в состав федерального правительства (а один из их лидеров, Зоран Жижич, даже является премьер-министром СРЮ), но отнюдь не пользуются былым влиянием на югославской политической сцене.

Тем не менее, победа, одержанная блоком Мило Джукановича, - это еще только половина успеха. Парламентские выборы продемонстрировали, что черногорское общество расколото. Собственно, и это не очень большая новость. Однако если за партию Булатовича проголосовало от 37 до 40 процентов избирателей, это означает, что примерно такое же количество людей выскажется против независимости Черногории на предстоящем референдуме. Сторонники независимости рассматривали эти парламентские выборы как своебразные праймериз накануне этого референдума. И в результате обе стороны могут быть недовольны. Президент Мило Джуканович должен отдавать себе отчет в том, что проведение референдума чревато еще более серьезным расколом в черногорском обществе. Конечно, Подгорица может рассчитывать на административный и пропагандистский ресурс - тем более что победа на выборах в парламент этот ресурс только усиливает. Но и сторонники проигравшей на выборах коалиции "За Югославию" управляют несколькими крупными черногорскими городами. И в них они также могут надеяться на собственный административный ресурс - кстати, оказавший им значительную поддержку на прошедших парламентских выборах.

Если на мгновение отрешиться от лозунгов сторонников независимой Черногории и тех, кто выступает за ее сохранение в составе Югославии, мы увидим, что в республике по существу идет соревнование двух номенклатур, вышедших из одной и той же партии, некогда называвшейся Союзом коммунистов Черногории. Одна - большая - часть аппарата и активистов Демократической партии социалистов Черногории поставила на тогда еще премьер-министра республики Мило Джукановича, другая осталась с президентом Момиром Булатовичем. В результате обоим лидерам пришлось определяться с политическими позициями, заострять их: Джуканович стал решительным сторонником суверенитета, а затем и независимости Черногории, Булатович - не менее решительным сторонником сохранения единой СРЮ. Премьер выиграл выборы у президента, президент вынужден был уехать в Белград и стать премьер-министром Югославии. Карьера Булатовича бесславно окончилась после проигрыша Милошевичем президентских выборов: он ушел в отставку с поста премьер-министра СРЮ, а вскоре был отстранен от руководства партией.

Но влияние Социалистической народной партии Черногории, как видим, не истощилось в связи с этим фиаско ее лидера. Во-первых, пока существует Югославия, черногорские депутаты нужны демократической оппозиции: только в коалиции с ними она имеет большинство в федеральной Скупщине и может формировать правительство. Во-вторых, в самой Черногории также есть значительная часть населения, выступающая за сохранение единства Югославии. Причем численность этого населения увеличилась в последние годы за счет многочисленных сербских беженцев из Боснии, Хорватии и Косова. Эти люди сегодня, можно сказать, основная опора для коалиции "За Югославию". И они же ее боевой отряд: очевидно, что большинству недавних беженцев совершенно не хочется становиться ими вторично и они готовы бороться за Югославию с оружием в руках - в конце концов, не в первый раз... Добавлю к этому, что и черногорское руководство уже давно приступило к созданию легальных парамилитарных образований, усилению полиции и других полувоенных сил, подотчетных республиканской власти. Так что возможности для гражданской войны налицо.

Начнется ли новый конфликт в Югославии, во многом зависит от позиции Белграда и Подгорицы. Слободан Милошевич, конечно же, давно бы начал военные действия: бывший президент прекрасно понимал, что черногорский конфликт - еще одна удобная возможность удержаться у власти, и всячески провоцировал Подгорицу на столкновения. Но новое руководство Югославии уже дало понять, что не собирается удерживать Черногорию силой. Об этом заявляли и президент СРЮ Воислав Коштуница, и премьер-министр Сербии Зоран Джинджич.

Однако сейчас, когда стали известны итоги выборов в Черногории, этого уже мало. Здравомыслие обязывает сербских и черногорских руководителей начать диалог о будущем их республик еще до проведения референдума о независимости Черногории - так, чтобы взволнованное своим будущим черногорское население понимало, что даже в случае провозглашения независимости страны это не будет означать автоматического полного разрыва и вражды. Сколько бы мы ни ругали СНГ, а как модель мирного развода республик, составлявших еще недавно единое государство, Содружество вполне себя оправдало. И, кстати, отсутствие подобной модели для СФРЮ стало одним из факторов для начала череды бесконечных войн и конфликтов.

Запад - как, впрочем, и Россия - недвусмысленно заявляет о своей поддержке территориальной целостности Югославии. Но не будем заблуждаться: западная поддержка - это поддержка прежде всего новых подходов Белграда к решению сложнейших проблем собственной страны. Запад приветствует в политике Коштуницы то, что отвергал Милошевич, - стремление решать вопросы мирным путем, не провоцируя вооруженных конфликтов. Но если сторонники сохранения Черногории в составе СРЮ возьмутся за оружие - даже и по собственной инициативе - западная позиция изменится моментально. Что в какой-то мере выгодно Подгорице - приведет к быстрому международному признанию. Но уж никак не выгодно Белграду...

Черногория без пяти минут независима. Но это самые опасные пять минут в истории республики. От того, как они пройдут, зависит и ее будущее, и будущее Сербии, и успех демократических преобразований в обеих составляющих СРЮ республиках. Их политическим элитам в очередной раз придется сдать экзамен на здравый смысл.

Виталий Портников, 23.04.2001