статья Краткий курс зорановедения

Виталий Портников, 18.04.2001
Президент Черногории Мило Джуканович на предвыборном митинге. Фото AP

Президент Черногории Мило Джуканович на предвыборном митинге. Фото AP

Премьер-министр Югославии Зоран Жижич прибыл в российскую столицу за несколько дней до парламентских выборов в Черногории, которые могут поставить под большое сомнение саму возможность существования югославского государства. Довольно любопытный факт: некоторые российские СМИ - и печатных, и электронных - то и дело называют Зорана Жижича Зораном Джинджичем. И это показательная ошибка. Зоран Джинджич - премьер-министр не Югославии, а лишь одной из двух составляющих ее республик - Сербии. Но югославское законодательство предоставляет республикам столь большие полномочия (в бытность президентом Сербии ими успешно пользовался Слободан Милошевич), что реальная власть принадлежит именно республиканским, а не федеральным властям. Поэтому Джинджич и президент Черногории Милан Джуканович обладают куда большими властными возможностями, чем президент СРЮ Воислав Коштуница и премьер-министр Жижич.

Но Коштуница хотя бы имеет личный авторитет, к тому же на уровне Сербии у него нет конкурентов: все еще остающийся президентом этой республики Милан Милутинович - один из немногих могикан режима Милошевича. В паре Жижич-Джинджич все наоборот. Джинджич - популярный оппозиционный лидер. Жижич в недавнем прошлом был одним из лидеров Социалистической народной партии Черногории, вместе с социалистами Милошевича и радикалами Шешеля составлявшей опору свергнутого режима.

Черногорские социалисты пошли на сотрудничество с оппозиционерами в югославском парламенте не только благодаря победе Коштуницы на президентских выборах, но и потому, что в своей республике они давно уступили рычаги реальной власти Демократической партии социалистов президента Джукановича. В выборах в федеральные органы власти в Черногории принимало меньшинство населения, правящие партии их бойкотировали, так что мандаты партии Жижича в парламенте - скорее показатель того, что он и его соратники никого не представляют. Но расклад сил таков, что эти голоса нужны демократам: без них они не контролируют скупщину СРЮ. Сразу после выборов президента Югославии это было важно; сейчас, когда прошли выборы в парламент Сербии, - уже не очень. Но тем не менее югославское правительство продолжает работать.

Зоран Жижич. Фото с сайта BBC News Вероятно, мало кто в Москве задумывается о том, что для Зорана Жижича, не только премьера СРЮ, но и руководителя СНП, этот визит - прежде всего важная предвыборная поездка. Опросы показывают, что партии, выступающие за сохранение государственного единства Сербии и Черногории, ожидает поражение. И, пытаясь предотвратить фиаско недавних союзников Милошевича, один из наименее скомпрометированных их лидеров прибегает к испытанному оружию - демонстрирует, как его любят и уважают в Москве.

Тем не менее России вряд ли нужно обманываться. Вряд ли новым югославским руководителям - как они ни стараются -удастся сохранить СРЮ. Победа правящей в Черногории коалиции президента Джукановича на парламентских выборах - важный шаг к референдуму о независимости. И если референдум пройдет успешно, можно прогнозировать выход Черногории из состава СРЮ: сейчас такое время, когда никто для решения политических проблем армию посылать не будет. Так что вскоре, по-видимому, Югославия прекратит свое существование.

У Запада неплохие отношения с нынешними руководителями и Сербии, и Черногории, а также с Коштуницей (это может пригодиться, если чрезвычайно популярный югославский президент после распада страны пересядет в кресло президента Сербии). Российские же власти в особом интересе к черногорцам не замечены, хотя в карьере президента Джукановича был период, когда в своем противостоянии с Милошевичем он пытался опереться на поддержку Москвы. Но быстро понял, что опираться следует все-таки на Запад. Главная установка в сотрудничестве с Югославией - ориентация на отживающий свое федеральный центр.

Конечно, социологические данные могут быть неточны. Но политическая неточность очень опасна. Если на карте мира появится независимая Черногория, то России придется констатировать, что она упустила возможность занять весьма выгодные позиции в маленьком славянском государстве на берегу Адриатики и в непроходимых ущельях Балкан... Вот только с Зораном Жижичем об этом не поговоришь.

Montenegro: Settling for Independence? - ICG Report, 28.03.2001
Analysis: Montenegro at the crossroads - BBC News, 19.02.2001

Виталий Портников, 18.04.2001