статья Северное сияние из гамма-лучей

Борис Тихонов (Мурманск), 06.12.2001
Вид на Мурманск со стороны Кольского залива. Фото с сайта hotel.an.ru

Вид на Мурманск со стороны Кольского залива. Фото с сайта hotel.an.ru

На побережье Кольского залива, под самым носом у города Мурманска (в двух километрах), стоит у причала страхолюдного вида пароход. Ну, ободранными бортами, ржавчиной да мутными иллюминаторами нынче никого не удивишь. Однако пароход производит особо удручающее впечатление. Так выглядит сама неприбранная старость. Современники "лайбы" уже давно догнивают на мелководье морских погостов. И ничего бы, что зажилось это неказистое судно на свете. В наши непростые времена и пенсионеры вынуждены пахать из последних сил. Да только в коррозийном нутре этого старикана хранится полная энергии Смерть.

Зовут судно "Лепсе" - видимо, в честь советского профсоюзного деятеля. Судно было заложено на стапелях Николаевского судостроительного завода еще в 1936 году. После всех передряг (в 41-м его затопили, чтоб не достался врагу) "Лепсе" в 1958 году стал плавучей технической базой для сбора и хранения отработанного топлива, извлекаемого из ядерных реакторов атомных ледоколов и подводных лодок. До 1966 года обслуживал только ледокол "Ленин". А потом уже прочие атомоходы Мурманского пароходства и Северного флота. Все эти годы радиоактивное дерьмо текло в резервуары "Лепсе" полноводной рекой. И в последнее время не избалованная вниманием ремонтников плавтехбаза медленно, но верно превращалась в законсервированный до времени "чернобыль".

На сегодняшний день на борту "Лепсе" находится 639 тепловыделяющих сборок, 120 кубометров жидких отходов и 50 кубометров твердых. За сорок лет службы мирному и немирному атому судно насквозь пропиталось радионуклидами. Светится так, что из космоса смотрится самой яркой точкой планеты. Активность этого ядерного мусора составляет 680 тысяч кюри. Для понимания: в 1957 году примерно такое же "извержение" было зафиксировано при аварии на ПО "Маяк". Но это - авария. А сейчас - будни. Мощность гамма-излучения в хранилищах и смежных с ним помещениях превышает природный радиационный фон в сотни тысяч раз.

Да, пока джинн в кувшине. Но стенки у этого кувшина могут не выдержать в любой момент. И ждут этого "любого момента" в Мурманске и скандинавских странах уже давно - года так с 90-го. Мировая общественность в лице экологов из организации "Беллуна" пыталась вмешаться в роковой ход событий. Был разработан специальный проект, в котором согласились участвовать 18 государств; специалисты подсчитали, что его первая стадия обойдется в 8,7 миллиона ЭКЮ (примерно 10 миллионов долларов). Но по большому счету дело не раскрутилось. Кто-то что-то "хапнул", кто-то, наоборот, обиделся, что мало дали. Да и вообще, трудности переходного периода...

Между тем дальше не замечать "Лепсе" просто нельзя. Но и правительство, и Госдума, утвердившая бюджет на 2002 год, считают - можно.

А деньги нужны не такие уж и немереные. Значительно меньшие, чем те, что были потрачены на подъем "Курска". Например, депутат Госдумы Валентин Лунцевич просил выделить на "Лепсе" в следующем году 154,5 млн рублей - на переработку ЯО и утилизацию самого судна. Возможен и более дешевый вариант - захоронение отходов вместе с судном на Новой Земле. Иностранцы предлагали разгрузить "Лепсе" с помощью роботов (для работы в этом радиационном аду потребовалось бы больше пяти тысяч человек; поработал несколько минут - и в дезактивацию, и даже тогда нет гарантии, что обойдется без тяжелейших последствий для здоровья). Но это опять же деньги. А проблема больших (особенно "западных", дармовых) денег в России заключается в том, что они имеют свойство быстро и бесследно развеиваться в воздухе. И роботы для нас - это исключительно из жанра фантастики.

Дело в тупике. О том, какая страшная опасность притулилась к ветхому причалу в двух километрах от города с населением 400 тысяч (да плюс сотня-другая тысяч на побережье Кольского залива), могли бы рассказать бывшие члены экипажа "Лепсе", да многих из них уже нет в живых. Сейчас это мертвое судно, за состоянием которого предпочитают следить издалека. Но невидимые щупальцы достают всюду. Они расползаются и по воздуху, и по воде, и по земле. И надо быть воистину дикарями, чтобы бояться только того, что видишь и осязаешь. Радиация не видна. Так чего ж ее бояться...

Обращение депутата Валентина Лунцевича к депутам Госдумы РФ
Теплоход "Лепсе" (справка Граней.Ру)

Борис Тихонов (Мурманск), 06.12.2001