Ядерный пинг-понг
"Ядерные" скандалы возникают на просторах нашей необъятной родины с завидным постоянством. Специалисты Минатома доказывают жителям то одного, то другого города, как выгодно и приятно иметь на своей территории очередной могильник, экологи восстают против захоронения, а несознательные граждане почему-то присоединяются к экологам, не желая понимать собственную пользу. Показательный пример - многолетний конфликт, возникающий попеременно то в Пермской области, то в Удмуртии.
Речь идет о строительстве завода по утилизации ракет стратегического назначения. Изначально, четыре года назад, завод решили строить в на юге Пермской области, но местные экологи грамотно провели кампанию (многие ее участники на "зеленой" волне были избраны в местное законодательное собрание) и добились отмены решения российского правительства, хотя строительство уже началось. В 1997 году решили построить завод в Воткинске. Жителей соблазняли созданием 1300 новых рабочих мест, строительством нового жилья и дорог, доходами, которые получит город от отходов, содержащих ценные сплавы и драгоценные металлы. Не получилось. В 1999 году в городе прошел референдум, и 94,6% его участников высказались против строительства. Ссылаясь на эти результаты, мэр Воткинска был вынужден строительство запретить.
Запрет городской администрации действия не возымел, строительство продолжилось, протесты тоже. Не помогает и сильнодействующий аргумент - 52 миллиона долларов, которые американцы пообещали выдать на строительство.
И не то чтобы нашим людям не нужны деньги, рабочие места или драгоценные металлы. Проблема в другом. Поскольку уничтожать предполагается как наши, так и американские ракеты, компания "Локхид-Мартин" предложила использовать ее проект. Однако установки для сжигания ракетного топлива пока не существует, во всяком случае, ее промышленной версии. У "Локхид-Мартин" есть только экспериментальный вариант для лабораторных исследований. Проводить промышленные испытания будут в России, причем не в пустыне, как это принято у американцев, а там, где живут люди. Они возражают. В нынешнем октябре премьер-министр Удмуртии Николай Ганза обратился к российскому правительству с просьбой прекратить строительство, несмотря на то, что в подготовку проекта уже вложено 2,5 миллиона долларов. А пермские руководители между тем активизировались. Директора местных предприятий - НПО им. Кирова, НПО "Искра", завода "Машиностроитель" и НИИ полимерных материалов - попросили организовать производство именно в Пермской области, в Гремячинске.
Как только будет окончательно принят закон, разрешающий ввозить в страну отработанное ядерное топливо, такие скандалы расцветут повсеместно. А поскольку отходов в Америке и Европе накопилось столько, что их буквально девать некуда, перекидывать их из области в область уже не удастся. И перерабатывать их будут, нас не спрашивая, вроде как гимн принимать.