Он русский - но что это объясняет?
В федеральном окружном суде города Тампа, штат Флорида, начался процесс по делу о шпионаже. Обвиняемый Джордж Трофимофф, 74-летний отставной полковник Вооруженных сил США, был арестован год назад, после того как пошел на контакт с агентами ФБР, выдававшими себя за связников Москвы. В распоряжении обвинения имеется шестичасовая видеозапись, полностью, по словам федерального прокурора Терри Фэрра, изобличающая презренного шпиона.
В своем вступительном слове представитель обвинения не пожалел черной краски, описывая вменяемые полковнику преступления. По сведениям Фэрра, в течение 25 лет Трофимофф продал советской разведке 50 тысяч страниц секретных документов, раскрывающих оперативные планы Пентагона, сведения об американском химическом и бактериологическом оружии и многое другое. За все это он получил, по данным предварительного следствия, 250 тысяч долларов и боевой орден Красного Знамени. На жюри присяжных и журналистов, до отказа забивших зал суда, наиболее сильное впечатление произвело сообщение прокурора о том, что в свое время шеф КГБ Юрий Андропов, составляя для Леонида Брежнева список наиболее ценных агентов, первым указал в бумаге имя обвиняемого.
По словам Фэрра, Трофимофф был завербован в 1969 году русским православным священником Иринеем (в миру - Игорем Зуземилем), впоследствии митрополитом Венским и Австрийским. Полковник работал тогда как вольнонаемный гражданский специалист в подразделении военной разведки в Нюрнберге, где ведал опросами перебежчиков из Советского Союза. Терри Фэрр подробно рассказал, как Трофимофф уносил домой на ночь секретные документы и лихорадочно фотографировал их тайком от жены, используя шпионское оборудование - специальный штатив и лампу с гнутой ножкой.
"Он никогда не считал себя американцем и никогда им не был, - грозно заявил прокурор. - Он русский. Он сделал все это ради своей родины". (Именно так объясняет свои мотивы Трофимофф в видеозаписи.)
Адвокат Даниэль Эрнандес в своей речи начисто отверг все аргументы обвинения. Он охарактеризовал своего клиента как подлинного патриота Америки. Будучи потомком русского дворянского рода, сказал Эрнандес, Трофимофф ненавидел коммунистов, убивших его родственников во время большевистской революции. Его послужной список безупречен. "Он никогда не спрашивал, что его страна может сделать для него. Он всегда спрашивал, что он может сделать для своей страны", - перефразировал Эрнандес известный афоризм Джона Кеннеди. Иными словами, стороны согласны, что Трофимофф - патриот. Суду остается установить, какой страны.
Гнутую лампу, объяснил защитник, Трофимофф использовал, занимаясь свом хобби - изготовлением моделей кораблей, а фотографическое оборудование у него было самое обыкновенное. Что же касается денег, которые Зуземиль регулярно выплачивал полковнику, то это, по версии защиты, не что иное, как частный заем. Именно так объяснял Трофимофф эти платежи немецкому федеральному суду в Карлсруэ в декабре 1994 года. Немецкие власти арестовали его и Зуземиля по обвинению в шпионаже, однако в связи с истечением срока давности закрыли дело. В США срока давности по делам о шпионаже нет, однако американский военный суд не мог привлечь его к ответственности на территории Германии, поскольку Трофимофф, будучи гражданским лицом, не подлежал его юрисдикции. Но ФБР о нем не забыло.
Единственная улика, аутентичность которой признает Эрнандес, - видеозапись беседы с мнимыми связниками. Адвокат, однако, утверждает, что его подзащитный отчаянно нуждался в деньгах и прикинулся шпионом, рассчитывая слегка поправить свое финансовое положение за счет СВР. Таким образом, вся шпионская история, по словам Эрнандеса, есть полный вымысел, достойный, как он выразился, камеры Стивена Спилберга.
Обвинение, в свою очередь, обещает представить суду исчерпывающие доказательства преступной деятельности полковника. В частности, жюри присяжных сможет не только увидеть оригинал списка Андропова, но и услышать показания человека, составившего его и лично встречавшегося с полковником в Вене. Среди свидетелей обвинения значатся несколько бывших сотрудников и агентов КГБ. Один из них - Клэйтон Лонтри, бывший сотрудник охраны посольства США в Москве, отбывающий наказание за шпионаж. Свои показания даст суду и Василий Митрохин, бывший архивариус КГБ, передавший в 1992 году в распоряжение британских спецслужб огромное досье. Митрохин переписывал документы от руки или на машинке, однако специалистам, конечно, не составит труда установить аутентичность этих текстов. Иное дело состязательный судебный процесс: суд может и не признать митрохинские копии достаточно убедительным доказательством. Орден в числе улик не фигурирует.
Джордж Трофимофф, облаченный в костюм, ослепительной белизны рубашку и галстук, следил за происходящим в зале с неослабевающим вниманием. Лишь пару раз он обернулся и обозрел из-под очков с толстыми линзами места для публики. В первом ряду сидел его сосед, задумавший написать книгу и потому заносивший в блокнот каждое слово.
Agentura.Ru: Арест экс-полковника США Трофимоффа
George Trofimoff Arrest Press Release
Статьи по теме
Он русский - но что это объясняет?
"Он никогда не считал себя американцем и никогда им не был, - грозно заявил прокурор. - Он русский. Он сделал все это ради своей родины". Но адвокат Трофимоффа в своей речи начисто отверг все аргументы обвинения. Он охарактеризовал обвиняемого в шпионаже полковника как подлинного патриота Америки.