статья Ханссен уповает на ЦРУ

Владимир Абаринов, 01.06.2001
Машина с Ханссеном въезжает в ворота суда. Фото AP

Машина с Ханссеном въезжает в ворота суда. Фото AP

Роберт Ханссен, бывший чиновник ФБР, обвиняемый в шпионаже в пользу СССР и России, решил не признавать себя виновным. Его адвокат Плато Качерис заявил об этом прессе еще в начале мая. Стороны так и не смогли заключить досудебную сделку. По словам Качериса, обвинение упорно отказывается гарантировать Ханссену жизнь в обмен на признание вины и сотрудничество с предварительным следствием. При таких условиях обвиняемому нет смысла признаваться.

Репортеры, заполнившие 31 мая зал федерального окружного суда в Александрии, штат Вирджиния, с трудом узнали Ханссена в человеке в зеленом арестантском комбинезоне - он сильно осунулся и теперь нисколько не похож на собственную фотографию с зубастой улыбкой. Дожидаясь выхода судьи, обвиняемый обернулся и обвел глазами места для публики, однако знакомых лиц не увидел. Жена и дети на заседание не пришли. Качерис объяснил потом репортерам, что Бернадетт Ханссен избегает всякой публичности, но мысленно она была рядом с мужем.

Заседание продолжалось около двух минут. На вопрос судьи, признает ли он себя виновным в инкриминируемых ему преступлениях, Ханссен ответил отрицательно и сказал, что хочет, чтобы дело слушало жюри присяжных. Судья назначил начало слушаний на 29 октября.

Качерис считает, что у защиты хорошие шансы. Он сообщил журналистам, что намерен подать ряд ходатайств, благодаря которым обвинительное заключение сильно сократится в объеме, а оставшиеся пункты готов оспаривать в судебном заседании. Насколько можно предполагать, линия защиты будет строиться прежде всего на требовании подтвердить аутентичность улик, в частности, посланий Ханссена московским работодателям. Вполне очевидно, что предварительное следствие не пожелает раскрыть источник этой информации, если она исходит от действующего "крота". Кроме того, адвокаты потребуют приобщить к делу секретные материалы, якобы переданные Ханссеном Москве. Расчет Качериса строится на том, что в том случае, если эти ходатайства будут удовлетворены, прокуратура предпочтет снять соответствующие обвинения. Наконец, защита, вероятно, будет доказывать, что поскольку смертная казнь по делам о шпионаже восстановлена в законодательстве только в 1994 году, эпизоды, которые датируются более ранним временем, не могут служить основанием для вынесения смертного приговора - закон обратной силы не имеет. Однако прокурорам достаточно доказать любой из 14 пунктов обвинения, предусматривающих смертную казнь, чтобы потребовать высшей меры. И не факт, что суд согласится с доводами защиты.

В конечном счете участь Ханссена решат присяжные. К их отбору стороны подойдут исключительно серьезно. Однако вполне вероятно, что разведсообществу США удастся убедить министра юстиции Джона Эшкрофта отказаться от требования смертного приговора и пойти на сделку с Ханссеном. В этом случае процесс сведется к простой формальности и приговор в виде пожизненного заключения будет вынесен на основании признания обвиняемого. Именно так чаще всего и бывает.

Владимир Абаринов, 01.06.2001