Толька слышит кремлевского горца
Конец июня, время долгих дней и коротких ночей, традиционно является сезоном злоключений для главы РАО ЕЭС Анатолия Чубайса. В этом году события развивались так. 22 июня руководители фракции ОВР, групп "Народный депутат" и "Регионы России" - Вячеслав Володин, Геннадий Райков и Олег Морозов - обратились к премьеру Михаилу Касьянову с предложением перенести рассмотрение пакета законопроектов о реформе электроэнергетики на осеннюю сессию. 23 июня Чубайс заявил, что в случае оттяжки принятия законопроектов он не станет уходить в отставку в 2004-м. Ведь если реформы в электроэнергетике затормозятся, РАО ЕЭС не будет ликвидировано, как это планировалось. На заседании координационного совета пропрезидентской думской "четверки" 24 июня Володин, Морозов и Райков отказались гарантировать представлявшему законопроекты министру экономического развития и торговли Герману Грефу солидарное голосование в поддержку реформ. Поддержки же руководителя самой крупной в "четверке" фракции "Единство" Владимира Пехтина для прохождения пакета оказалось мало. Поэтому 26 июня правительство вынужденно пошло навстречу предложению совета Думы и, к вящему неудовольствию топ-менеджмента РАО, перенесло обсуждение на осень. 27 июня курирующий естественные монополии вице-премьер Виктор Христенко объявил, что теоретически правительство могло бы начать реформу электроэнергетики и без одобрения Государственной думы. Но только теоретически. Как бы того ни желал лояльный Чубайсу Виктор Борисович.
Как утверждают источники Граней.Ру в Кремле, ОВР, "Регионы России" и "Нардеп" еще в марте-апреле относились к "реформе по Чубайсу" достаточно благосклонно. А переориентировались под влиянием замруководителя администрации Владислава Суркова. За Стеной не особо скрывают, что "заказ" исходил из Белого дома. Премьер Михаил Касьянов, с начала лета исподволь оттирающий правительственных либералов от рычагов власти, как поговаривают, лично попросил руководителя президентской администрации "притормозить" законопроекты о реформе электроэнергетики, подготовленные Минэкономразвития. Ранее, 17 июня, Касьянов отправил на доработку макроэкономический прогноз Минэкономразвития на 2003 год и на период до 2005 года.
Кроме того, у Суркова могли быть и личные резоны, чтобы помочь Касьянову. В администрации не исключают, что главный политтехнолог Кремля хотел таким образом дать понять "отвязавшимся", на его взгляд, руководителю фракции "Единства" Владимиру Пехтину и председателю генсовета "Единой России" Александру Беспалову, кто на самом деле в Думе хозяин. Владислав Юрьевич даже не почти своим присутствием заседание фракции "Единства" 25 июня, хотя его там ждали как раз по поводу "энергетических" законопроектов. Вместо этого он уединился с фракцией ОВР.
Следующий удар топ-менеджменту энергокомпании нанес уже сам президент. Поводом послужило затопление южных регионов. На совещании в Ставрополе 28 июня Владимир Путин учинил жесточайший разнос руководству РАО. Президент решительно выступил против намерения энергетиков увеличить в пострадавших регионах тарифы ради изыскания 218 млн рублей, необходимых на восстановительные работы. "Вы что, самые умные или самые циничные? Пытаетесь воспользоваться бедой, чтобы выколачивать деньги из населения?" - гневно воскликнул президент, обращаясь к зампреду правления РАО Андрею Раппопорту, курирующему в энергохолдинге региональную тарифную политику. Ни МПС, ни "Газпром" ничего подобного себе не позволяют, подчеркнул Путин. "Вы случайно не знаете, - саркастически продолжал президент, - какая сумма выделена РАО ЕЭС для поощрения руководящего состава компании?" - Раппопорт не знал. - "Она измеряется, по-моему, цифрой с большим количеством нулей в долларах США. А теперь сопоставьте эту цифру с ущербом в 218 млн рублей и доложите мне завтра о решении по поводу повышения тарифов".
Анатолий Чубайс, конечно, осведомлен о том, что Андрей Раппопорт - фигура, пользующаяся сильнейшей неприязнью председателя совета директоров РАО Александра Волошина: глава кремлевской администрации неоднократно выражал желание уволить топ-менеджера. Разумеется, не является для Анатолия Борисовича тайной и то, что Раппопорта недолюбливают и его ближайшие коллеги - зампред правления РАО Михаил Абызов и экс-зампред компании, сенатор Валентин Завадников. По словам осведомленного собеседника Граней.Ру в руководстве РАО ЕЭС, "Волошин, конечно, мог перевести стрелки на Раппопорта". Но насчет главной цели президентской критики Чубайс наверняка не заблуждается.
Эта цель - прежде всего он сам. Попытки дистанцироваться от Кремля, критика важных аспектов путинской политики, выступления против "засилья прокуратуры в экономике", конфиденциальные политические посиделки с рядом олигархов - все это мало нравится Путину. Еще менее ему нравится ставшие известными Кремлю приготовления топ-менеджмента РАО к приватизации в рамках реформы генерирующих компаний.
Наконец, в президентском окружении опасались лоббистских ходов руководства энергохолдинга в Думе: Чубайс, в частности, всерьез намеревался продавить в ходе обсуждения законопроекта "О государственном регулировании тарифов" право свободного ценообразования для создаваемых в уже в 2002 году оптовых генерирующих компаний (ОГК), исключающее для государства возможность устанавливать предельные тарифы и надбавки для перепродавцов электроэнергии. Шесть из десяти ОГК, создаваемых на базе крупнейших электростанций страны, будут вместе с опционами на покупку акций ОГК переданы в управление стратегическим инвесторам, в том числе и зарубежным. Траст - это, таким образом, шаг к приватизации ОГК, которая начнется с 2005 года. 72 нынешних АО-энерго будут преобразованы в 10-15 сетевых компаний. Кто их возглавит, не нужно долго гадать. В Кремле понимают, какой политический рычаг в этом случае будет сосредоточен в руках образованных на основе РАО компаний, руководимых "кланом Чубайса" и частично ему принадлежащих.
Вторая цель - лидер СПС Борис Немцов. 21 июня на съезде СПС Немцов заявил, что его партия будет готовить своего кандидата к президентским выборам в 2004-м. Кандидата, представляющего либеральную оппозицию путинскому режиму. Особое раздражение Путина, по сведениям Граней.Ру, вызвали участившиеся весной-летом политические контакты Немцова с Борисом Ельциным и его семейным окружением. Известно, что главным спонсором СПС продолжает оставаться энергетическая монополия.
Чубайс ответил президенту. 30 июня в программе "Итоги" (ТВС) он заявил, что РАО не намеревалось собирать средства на восстановительные работы путем повышения тарифов. Что компания возьмет эти деньги из других источников (страховые, долговые выплаты и пр.) Что президента скорее всего просто дезинформировали. Чубайс направил Путину срочное донесение о ходе восстановительных работ в пострадавших энергосистемах юга России. "За ним - оценка", - подчеркнул глава РАО ЕЭС.
И самое главное: Чубайс открыл публике тайну. Он не выставит свою кандидатуру на президентских выборах ни в 2004 году, ни в 2008-м. 2008 год - это, конечно же, не перехлест. Да, до него еще надо дожить - многое в России переменится. Да, 2008-м кандидатом Кремля будет уже не Путин. Но Путину будет отнюдь не все равно, кем он окажется. Кремль вновь, как летом прошлого года, при обсуждении энергореформ в правительстве, говорит Чубайсу: "Слезь с рубильника". Чубайс не хочет.
Чубайс вступает в Большую Игру - Грани.Ру, 13.02.2002
Статьи по теме
Толька слышит кремлевского горца
Цель атаки на руководство РАО ЕЭС - прежде всего сам Чубайс. Попытки дистанцироваться от Кремля, критика важных аспектов путинской политики, выступления против "засилья прокуратуры в экономике", конфиденциальные политические посиделки с рядом олигархов - все это мало нравится Путину. Еще менее ему нравится ставшие известными Кремлю приготовления топ-менеджмента РАО к приватизации в рамках реформы генерирующих компаний.