Отдай-ка пока рубильник!
Изжитая было тема реструктуризации электроэнергетики, несколько раз перекувырнувшись в небесах над Улицей Челомея, вновь ворвалась в правительственные коридоры. Владимир Путин, зажав в руке, как телескопическую дубину, собственного советника, наносит все новые удары по собственному правительству. План реструктуризации РАО ЕЭС, подготовленный Минэкономразвития, оказывается, не годится ни к черту. Бюджет - явно "антипрезидентский". А тут еще Госстрой, проваливший восстановление Якутии. В чем смысл президентских действий?
Встретившись с премьером в субботу, Путин решительно "завернул" кадровые притязания Михаила Касьянова. Однако при этом суть произведенных 16 июня назначений напрочь отрицает какую бы то ни было серьезную реорганизацию кабинета. Иными словами, Путин подтвердил, что пока не намерен сильно перетряхивать правительство. Оно и понятно. Отставка либо крупная реорганизация кабинета - это особый президентский ресурс. Снимая кабинет, глава государства берет на себя политическую ответственность за деятельность новой правительственной команды. Президенту разумнее приберечь этот ресурс для действительно крайних обстоятельств. Лучше как можно дольше списывать на правительство все экономические провалы. А окончательно вытеснить с ключевых позиций (ГТК, Минимущество, Минналогов, Минэнерго, "Транснефть", социальные внебюджетные фонды и пр.) старую команду можно и тихой сапой, не устраивая хлопотных и, главное, политически обременительных революций. Но для успеха этого замысла нет удобнее позиции, чем "я-говорил-а-они-не-слушались". В этом смысле Михаил Касьянов вольно или невольно подыграл президенту, когда в ходе встречи с ним 20 июня потребовал уволить Андрея Илларионова. По сведениям Граней.Ру, на самом деле обиделся Михаил Михайлович все же не за РАО ЕЭС, а за "антипрезидентский бюджет".
Правительство - сложнейший конгломерат кланов, связанных крайне запутанными отношениями. Главные люди в Белом, чтобы прокормиться, вынуждены уживаться друг с другом. А бить Путину приходится по всем головам, не разбирая, свои это - "питерские" - или чужие. Такова политическая логика "управляемой демократии", где ответственность главы государства очерчена не конституционными, но сугубо неформальными, теневыми обязательствами, устремленными в ближайшую президентскую кампанию. Потому Касьянов, похоже, получивший полугодовую гарантию несменяемости, осмеливается показать коготки.
Одно из таких неформальных обязательств - взаимная лояльность Путина и Чубайса. В руках у Чубайса - генерирующие и сетевые компании единой энергосистемы. Тот самый рубильник, способный привести к покорности глав регионов. Провинциальным царькам конечно же не нравится, что основную тяжесть выплат по внешнему долгу проекты бюджетов 2002-2003 годов перекладывают не на могущественных силовых лоббистов, Минобороны и МВД, но на территории. Однако губернаторы понимают: с РАО ЕЭС, как, впрочем, и с подчиняющимися Москве РУБОПами, особенно не пошутишь. Этот рубильник, как подразумевается, должен обеспечить "правильное" голосование на президентских выборах в 2004 году.
Однако, похоже, Путина все чаще посещают определенные сомнения на этот счет. Замечено: когда президенту кажется, что "Чубайс зарывается", у руководства "ЕЭС России" тотчас же начинаются проблемы. Так было, когда Анатолий Борисович вступался за гонимого медиа-магната Владимира Гусинского. Так происходит и теперь, когда столичная элита переваривает слухи о президентских амбициях "главного электрика". К тому же с подачи Чубайса близкие ему олигархи приняли участие в заседаниях так называемого "Российско-американского форума деловой элиты", прошедшего 2-3 июня в Нью-Йорке под эгидой Rand Corporation. Материалы сделанных российскими бизнес-лидерами докладов о среднесрочных перспективах российской экономики, о внутриполитической ситуации в РФ, использовались для "уточнения" позиций президента США Джорджа Буша-мл. в преддверии встречи с Путиным в Любляне. Как поговаривают, это вывело хозяина Кремля из равновесия.
Cогласно правительственному постановлению о реструктуризации электроэнергетической отрасли РАО "ЕЭС России" прекращает свое существование 31 марта 2004 года, через четыре дня после завершения очередных президентских выборов. До этого, в том числе и на период президентской кампании, под контролем топ-менеджмента РАО остаются все магистральные электросети (федеральная сетевая компания планируется как 100-процентная "дочка" РАО). Системный оператор рынка и генерирующие станции (создаваемые на базе федеральных электростанций) - также остаются в 100-процентной собственности "ЕЭС России". А еще - право продажи 5 процентов электроэнергии по свободным ценам. Финансовая ситсема РАО абсолютно, вызывающе непрозрачна, и какой полоумный аудитор положит руку на отсечение, что было продано 5 процентов, а не 15? Только топ-менеджмент будет решать, кому продавать по фиксированной, а кому по cвободной. Кому - "таторы", а кому - "ляторы".
Отвечая затаенным сомнениям президента, Андрей Илларионов громогласно требует вырвать из рук Чубайса монопольное право на "рубильник". И конечно же, приблизить кончину РАО.
Впрочем, кремлевский Гамлет, вероятно, найдет в себе силы унять сомнения. Но он не отправит Илларионова в отставку. Неутомимый советник будет и впредь нападать на правительство. А голосующая "ботва" останется в подсознательном убеждении, что царь ее любит и свет бы в городе нипочем не отрубили, когда б не псарь.
Судьба правительства (досье Граней.Ру)
Статьи по теме
Отдай-ка пока рубильник!
Замечено: когда президенту кажется, что "Чубайс зарывается", у руководства "ЕЭС России" тотчас же начинаются проблемы. Так было, когда Анатолий Борисович вступался за гонимого медиа-магната Владимира Гусинского. Так происходит и теперь, когда столичная элита переваривает слухи о президентских амбициях "главного электрика".