Реструктурнули!
Победа победе рознь.
Чья все-таки победа - реструктуризация РАО "ЕЭС России"?
Для Михаила Касьянова и Германа Грефа это аппаратная победа над кремлевским альянсом Александра Волошина и Андрея Илларионова. Еще в декабре у тех хватило сил торпедировать почти такой же план, предложенный Минэкономразвития с подачи "людей Чубайса". А вот на сей раз искомый вариант, более или менее близкий к изначально предложенной РАО ЕЭС схеме, но с легкими политкоррективами, прошел через правительство как нож сквозь масло. "Доклад Кресса" будто и не заметили. Оппоненты Чубайса тщетно уговаривали главу государства отменить заседание правительства 18 мая. Путин твердо ответил Волошину и Илларионову: "Нет". Кабинет получил недвусмысленный сигнал, что президент не настаивает на "варианте Кресса". Концепция застолблена в принципе, месяц уйдет на второстепенные согласования. И недавно еще всесильный Волошин ничего не сможет этому противопоставить.
Разумеется, заинтересованные группы и лоббисты по-прежнему далеки от консенсуса. Однако и сроки реструктуризации весьма растянуты. Поэтому реальные преобразования станут предметом негласных договоренностей между игроками. А концепция - она специально сработана в расчете на частные договоренности.
Но есть ли это победа Чубайса?
Не похоже.
Главные перемены - отпуск цен и разделения РАО ЕЭС на Федеральную сетевую компанию (ФСК) и системного оператора - произойдут (как, впрочем, и в случае МПС) до президентских выборов. Конечный срок ликвидации приходится на 31 марта 2004 года. Чубайс же планировал отложить исчезновение РАО до 2006-го. Таким образом, неявный вердикт Путина касательно РАО ЕЭС - это нечто большее, нежели соломоново решение. Да, реформа пойдет не по варианту миноритариев и Илларионова. Ни о каких вертикально-интегрированных компаниях речи нет. Однако и Чубайс не сможет самостоятельно управлять системой РАО как предвыборным ресурсом в электоральной коллизии 2004-го. "Чубайса использовать, но ослабить" - вот, по всей видимости, сверхзадача, которую хотело решить путинское ближайшее окружение, затевая реструктуризацию электрической монополии.
Незамысловатый, но добросовестный томский губернатор Кресс старательно вписывал в свой доклад вполне разумные положения: обязательная привязка активов к неформальным обязательствам РАО; закрепление так называемой "универсальной услуги" - обязанности РАО бесперебойно снабжать энергией всех клиентов; снижение барьеров входа на рынок; исключение новых объектов из антимонопольного и тарифного регулирования и пр.
О наивный наместник с почти римским именем! Все останется по-прежнему: и практика взаимозачетов и перекрестного субсидирования, выводящая из активов РАО в карманы менеджмента примерно 20-25 млрд рублей в год; и рост тарифов; и, соответственно, массовые веерные отключения. У нас котируется одна "универсальная услуга" - предвыборная лояльность. Как бы ни звался носитель верноподданнических чувств - РАО "ЕЭС России" или Министерство путей сообщения РФ.
Как известно, Минэкономразвития и Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, поначалу по-пионерски непримиримые к "ведомственной приватизации МПС", в конце концов вступили на тропу конвергенции с реформируемым объектом. Реструктуризация железных дорог будет проведена по ведомственному плану. Активы МПС передаются госкомпании "Российские железные дороги" (РЖД). Регулировать деятельность госкомпании (то есть ее прикрывать от пустопорожнего любопытства) станет опять-таки само МПС. Также в ведомственном ведении останутся и акционерные общества, что впоследствии будут выделены из РЖД. И лишь после президентских выборов 2004 года начнется демонополизация, причем рельсы государство оставит себе. Верхушка МПС и топ-менеджмент учрежденных ею примерно 1000 экспедиторских фирм, стройподрядчиков, банков и систем дальней связи будут и дальше сидеть на финансовых потоках отрасли (годовой оборот МПС, как известно, составляет примерно $10 млрд, ежегодная прибыль - $2 млрд). При этом денег, скажем, на закупку локомотивов, хронически не хватает. Зато оптоволоконная сеть дальней связи "Транстелеком" проектной стоимостью в $1 млрд строится ударным темпами. Наконец, правительство и не пытается остановить уже начатую МПС приватизацию вагонного парка.
Министр путей сообщений Николай Аксененко бестрепетно принес главную жертву - передал полномочия по транспортному тарифообразованию еще не созданному единому правительственному тарифному органу. Не считая, разумеется, того, что ему, по сведениям осведомленного собеседника Граней.Ру в правительственном аппарате, пришлось дать гарантии присутствия ряда близких руководству МЭРТ фирм в реестрах акционеров примерно 20 новых операторских компаний, созданных при живейшем участии руководства МПС буквально в последние недели. А это, как полагает наш источник, равносильно публичной клятве в политической лояльности.
8 мая первый замминистра Александр Целько издал распоряжение о переводе в резерв 67 тысяч вагонов - это в 33 процента всего парка порожних вагонов. Действующие договоры аренды вагонов расторгаются; заключение новых заблокировано. Между тем сегодня спрос на грузоперевозки по железным дорогам и так удовлетворен лишь на 85 процентов. Понятно, кому предназначены эти самые якобы лишние 67 тысяч вагонов. Вот этим 20 новым "карманным" операторам. Которые, по сведениям Граней.Ру, получают от Новой Басманной почти 25-процентные (от средней стоимости контрактов) эксклюзивные скидки на перевозки, аренду и обслуживание вагонов. Излишне говорить, что искусственные сверхприбыли новоявленных операторов и экспедиторов обернутся для потребителей стремительным ростом цен. С 1 июня МПС на 30 процентов повышает цены на пассажирские перевозки. И самое главное, из-под контроля государства, по прикидке экспертов ЦЭМИ РАН, ежегодно выводится примерно 22-27 млрд рублей. Именно в этой вилке оценивается оборот 20 новых операторов. Лояльность чем тверже, тем дороже.
Между тем совсем недавно Вычислительный центр РАН и академический Институт системного анализа (ИСА) презентовали почти сходные сценарные расчеты вероятного краха российских систем жизнеобеспечения и фактического развала страны не позднее 2005 года. Физическая смерть от инвестиционного голода инфраструктурных монополий - энергетики, транспорта, связи, магистральных трубопроводов - будет происходить на фоне нового дефолта, воспрепятствовать которому не сможет рекламируемый Банком России рост золотовалютных резервов. Главной причиной дефолта эксперты ВЦ РАН и ИСА называют бесконтрольность госрасходов и неспособность государства положить конец присвоению природно-ресурсной и транспортно-коммуникационной рент узкой группой частных лиц.
Вдовствующее государство наше отличает известная робость. Но за любовь платить оно готово. Даже такой ценой.
Железные дороги (досье Граней.Ру)
Статьи по теме
Реструктурнули!
О наивный наместник с почти римским именем! Все останется по-прежнему: и практика взаимозачетов и перекрестного субсидирования, выводящая из активов РАО в карманы менеджмента примерно 20-25 млрд рублей в год; и рост тарифов; и, соответственно, массовые веерные отключения. У нас котируется одна "универсальная услуга" - предвыборная лояльность. Как бы ни звался носитель верноподданнических чувств - РАО "ЕЭС России" или Министерство путей сообщения РФ.