Одноклеточные шашки
Президентский вице-полпред в Приморье выразил возмущение исключением из выборного финала Виктора Черепкова, что, впрочем, не помешало ему дать согласие на внесение в новые бюллетени собственной фамилии. Это - раз. Второе: сам Виктор Черепков обратился с жалобой на независимый краевой суд напрямую к президенту Путину. И наконец, "Эхо Москвы", эфир которого стал для Черепкова таким злополучным, заявило, что выступление было бесплатным - как, кстати, и для Сергея Дарькина.
Тому, кто надумал бы писать учебник новейшей российской истории, было бы вполне достаточно ограничиться этими тремя пунктами, которые иллюстрируют все.
Хотели честной власти? Получите. Власть больше ничего не скрывает. Она прозрачна или, если угодно, транспарентна, как ни одна другая власть на свете. Другая власть, заместителя наместника которой так беспардонно бортанули в первом же туре могла бы:
а) сокрушенно этот казус проглотить, задумавшись над особенностями своей кадровой работы, и для начала этого заместителя спрятать подальше от людских глаз куда-нибудь, скажем, в заместители председателя Госкомрыбоводства;
б) приручить неожиданного фаворита Сергея Дарькина, с тем чтобы он в итоге оказался ничем не хуже оскандалившегося заместителя, тем более что этот самый фаворит проявляет полное понимание переживаемого исторического момента;
в) на худой конец - отменить под каким-нибудь предлогом выборы вовсе, тем более что срывом подобных мероприятий приморцев уже не удивить.
Словом, любая иная власть попыталась бы каким-то образом перехитрить своих граждан, чтобы те никак не догадались о желании этой власти непременно протащить в губернаторы своего человека. Граждане бы все равно, конечно, обо всем догадались, но по крайней мере были бы соблюдены правила игры, которые можно было бы выдать за избирательную демократию.
Нашей власти не нужны никакие правила - она более не желает никого обманывать. Она хочет видеть губернатором Апанасенко, как не хотела видеть курским губернатором Руцкого, и она действует прямо, без двусмысленностей и интриг. Решение краевого суда - это не интрига и даже не собирательный образ всех наших судебных несчастий. Да и нет этих несчастий, а если кому и нужен собирательный образ, так вот он - Черепков бьет челом Путину: твои, государь, бояре и судьи твои совсем от рук отбились.
Черепков, кажется, единственный, кто пытается выглядеть обманутым. А это выглядит совсем нелепо - власть можно заподозрить в чем угодно, только не в обмане.
Нет никаких двусмысленностей, процеживание которых в ельцинские времена мы принимали за свободу слова. Вовсе не отсутствие мероприятий вроде уничтожения НТВ сделали ту пору предметом благостных журналистских воспоминаний. Мы тоскуем о наличии реального контекста в любом событии, будь то выборы губернатора или девальвация рубля, очередное назначение-увольнение Чубайса или командировка Лебедя в Хасавюрт. Даже в пресловутой коробке из-под ксерокса имелся глубокий исторический подтекст, и в том-то и состоит профессиональная беда, что венцом такой свободы слова неизбежно стали информационные войны. Теперь нет и долго не будет ни коробок, ни войн.
Ни одна глушилка по части такой разрушительной эффективности не сравнится с властью. Она своей посредственностью очищает любую новость от второго плана, который больше никто не скрывает, просто потому что его нет. Толковать и прорицать больше нечего. Был Черепков - не будет Черепкова, что бы там ни говорило свободное "Эхо Москвы".
Непонятно только одно - зачем власть, так легко решающая свои проблемы с помощью приморских технологий, бьется с тем же НТВ и изобретает концепции информационной безопасности. Ведь уже совсем не надо тратить столько сил на то, чтобы сделать неотличимыми от своих советских прототипов не только программу "Время", но все прочие "Вести". Ни один, даже самый крамольный и свободный телеканал не сможет сказать о власти больше правды, чем она заявляет о себе сама. Что журналист может раскопать про приморские выборы такого, что будет выразительнее решения Приморского краевого суда?
Кстати, титанический труд по организации победы Апанасенко в итоге вполне может оказаться сизифовым. В новой русской игре в одноклеточные шашки занятным не станет даже это.
Свобода слова (досье Граней.Ру)