статья Путин дозвонился до Наздратенко

Игнат Шаповалов, 06.02.2001

Добровольно-принудительная отставка "непотопляемого" губернатора Приморского края Евгения Наздратенко - первый эксперимент подобного рода, проведенный президентскими структурами с региональным лидером. Заявлению об уходе, подписанному г-ном Наздратенко на больничной койке, предшествовала довольно длительная, растянувшаяся на несколько месяцев рекламно-агитационная кампания. Жителям страны убедительно доказывали, какой г-н Наздратенко злодей, рассказывали про ужасы замерзающего края, в целом ряде СМИ появились публикации о недопустимо низком уровне жизни в Приморье. Это принесло свои плоды - в массовом сознании образ приморского губернатора ассоциируется с представлением о морозе в квартирах.

По сведениям из источников, близких к руководству партии "Единство", в свой последний приезд глава МЧС и председатель "Единства" Сергей Шойгу настоятельно рекомендовал г-ну Наздратенко "уйти по-хорошему".

Вместо того чтобы написать заявление, г-н Наздратенко слег в больницу в предынфарктном состоянии. Однако скрыться в реанимации ему не удалось. Утром 5 февраля ему позвонил лично президент Путин. Ни сам Наздратенко, ни представители краевой администрации не раскрывают подробностей этого телефонного разговора, однако сразу по его окончании приморский губернатор написал заявление об отставке.

По-видимому, в тот момент альтернатива для г-на Наздратенко выглядела следующим образом - или он уходит добровольно, или - уголовное дело с последующим отстранением президентским указом. Приморский губернатор решил уйти по-тихому. Впрочем, не исключено, что г-н Наздратенко намерен "уйти, чтобы остаться". Показательно, что после заявления губернатора об отставке исполняющим его обязанности был назначен Константин Толстошеин - один из самых близких Евгению Наздратенко людей. Г-н Толстошеин прославился на всю страну после того, как была опубликована запись его разговора с одним из чиновников городского ЖКХ. Вице-губернатор объяснял собеседнику политику администрации края в период предвыборной кампании при помощи нескольких слов, в большинстве своем матерных.

Назначив такого и.о., г-н Наздратенко продемонстрировал желание сохранить власть в крае если не за собой, то за своей командой. При этом на данном этапе федеральная власть вряд ли может вмешаться в процесс передачи полномочий. В краевом законодательном собрании, которое должно утверждать отставку, большинство входит в "команду губернатора" и будет голосовать так, как захочет Евгений Наздратенко.

Высказывания ряда приморских политиков о том, что после утверждения отставки Наздратенко исполняющим его обязанности может стать кто-то из сотрудников президентского полпреда в ДВФО Константина Пуликовского, выглядят как благое пожелание. Тем более что близкие к г-ну Наздратенко источники в Приморье сообщили сегодня, что в случае недоброжелательной активности федеральных властей законодатели края могут и не утвердить отставку губернатора.

Чем бы ни закончилась эта история, добровольно-принудительная отставка Евгения Наздратенко демонстрирует региональным лидерам, что в "укреплении вертикали власти" Владимир Путин переходит от от слов и общеполитического воздействия к "точечным ударам", которые могут быть для них весьма болезненными.

Непотопляемый империалист - Грани.Ру, 09.01.2001

Игнат Шаповалов, 06.02.2001