статья Жертвы плохого пиара

Андрей Солдатов, 15.12.2000

Один из высокопоставленных офицеров ФСБ, которого мы попросили оценить это дело, не стал метать молнии в адрес "подлых американцев и скользких адвокатов", мешающих органам засадить шпиона. Его упреки были адресованы Управлению программ содействия ФСБ РФ.

По мнению нашего источника, проблема дела Поупа, обещавшего стать образцово-показательным, в неправильном пиаре. Например, американцы возмущены тем, что Россия слишком долго держит Поупа за решеткой. И они, конечно, неправы. А все потому, что американцы не понимают разницы между своей и нашей системой судопроизводства. У них нет предварительного следствия, и расследование ведется в рамках суда. Поэтому в США недоумевают: зачем человека до суда держать в тюрьме, отделываясь какими-то невнятными заявлениями.

В Америке все происходит по-другому. В 1996 году высокопоставленного сотрудника ЦРУ Гарольда Николсона ФБР засадило за шпионаж в пользу России. Тогда ЦРУ и ФБР чуть ли не на следующий день сообща выпустили огромный пресс-релиз с ксерокопиями банковских документов о перечислении денег на счет Николсона и другими доказательствами. И для них это естественно: ведь дело сразу передается в суд. А у нас ФСБ не имеет права до приговора суда что-то по существу рассказывать о ходе дела.

По мнению нашего источника, эти нюансы должны были пояснить журналистам сотрудники Управления программ содействия ФСБ, исполняющего роль пресс-службы. "Хотя что можно ожидать от подразделения с таким названием, ведь на языке спецслужб название управления обозначает подразделение по дезинформации противника. Но самое любопытное, что несколько лет отдел с таким названием на самом деле существовал в ФСБ при информационно-аналитическом управлении, и действительно занимался спецработой среди журналистов", - рассмеялся наш собеседник.

Что же касается судьбы Эдмонда Поупа, то она задолго до приговора суда рисовалась специалистам с Лубянки в радужном свете. По крайней мере за последние десять лет не было ни одного случая, чтобы иностранец, обвиненный в шпионаже, отправился на российские нары. Это не принято среди цивилизованных государств. Для такой цели у дипломатов есть даже специальная формулировка: "руководствуясь стремлением к поддержанию добрососедских отношений:"

Андрей Солдатов, 15.12.2000