Конфликт желаемого с действительным
Январь должен во многом определить будущее устроение президентской вертикали власти. К концу месяца должно стать ясно, кто будет главным проводником политики Владимира Путина в регионах - администрация президента или его полномочные представители. После прошедшего в конце декабря совещания Сергей Кириенко, "смотрящий" за Поволжьем, собрал близких журналистов и поделился с ними новостью. Территориальное управление при президенте будет распущено, часть его чиновников сократят, а остальные "будут обеспечивать работу полномочных представителей в регионах". Однако глава этого самого теруправления Сергей Самойлов утверждает, что г-н Кириенко выдает желаемое за действительное. Президент, по словам г-на Самойлова, действительно отдал распоряжение своей администрации к 15 января разработать принципы сотрудничества с полпредами, но ни о каком роспуске теруправления не может быть и речи. "Работы, - заявил г-н Самойлов, - только прибавится".
Кто из них говорит правду, а кто "выдает желаемое за действительное", станет ясно к концу месяца. Пока же очевидно одно - борьба между полномочными представителями президента и администрацией, категорически отрицаемая последней, из вялотекущей и подковерной превратилась в открытую. Холодная война становится горячей.
Вообще, проработав не так уж и много, полпреды превратились в головную боль для всех властных структур. С губернаторами им приходится воевать "по должности". Собственно, создание федеральных округов первоначально должно было решить одну конкретную задачу - навести ужас на губернаторов и усмирить региональную вольницу. Создать, так сказать "единое правовое пространство". Комиссары Путина справляются с этой задачей с разной степенью успешности. Если генерала Казанцева за глаза уже называют не иначе как "Правитель Юга России", то глава Татарии Минтимер Шаймиев на вопрос, не раздражает ли его Сергей Кириенко, удивленно подняв свои почти брежневские брови, осведомился: "Этот мальчик?". Евгений Наздратенко весьма успешно сопротивляется натиску Константина Пуликовского, а Эдуард Россель - Петру Латышеву.
Но война с губернаторами, как это уже говорилось, - служебный долг полпредов. Параллельно они ввязались в войну с администрацией президента и правительством. Взаимоотношения комиссаров Путина и правительства - тема отдельного разговора. Что же касается столкновения с администрацией, то после того как президент подчинил своих комиссаров непосредственно себе и те получили практически прямой "доступ к телу", войны с администрацией не могло не быть.
И дело не только в том, что полпреды во многом стали подменять теруправление. У администрации президента в регионах есть вполне выраженные экономические и политические предпочтения, наконец, просто финансовые интересы. Полпреды, придя, что называется, "на новенького", стали поддерживать во многом других людей - зачастую прямых конкурентов "лиц, близких к администрации президента". Первыми сделали ход на Старой площади. Здесь был подготовлен указ президента о внесении дополнений и изменений в полномочия полпредов. Предполагалось, что этот указ всерьез ограничит амбиции комиссаров Путина. В частности, у них отбиралось право принятия кадровых решений - всех сотрудников полпредств, согласно проекту должны были нанимать непосредственно в администрации.
Однако полпредам удалось заблокировать этот вариант указа, предложив поправки, меняющие его смысл на прямо противоположный. По этому варианту администрации вменялось в обязанность обеспечивать полпредов "информационно-аналитическими" и прочими материалами, отвечать на их запросы - в общем, кремлевским чиновникам отводилась роль технических работников при полпредах. Этот вариант указа также не прошел. Забавно, что Владимир Путин потребовал от сторон подготовить в ближайшее время согласованный вариант этого указа. Так что теперь неприятности и у тех и у других.
Тем не менее изменения грядут - и не исключено, что уже к концу января ситуация изменится кардинальным образом.
На фото AP: Cергей Кириенко сопровождает Владимира Путина в поездке по Поволжью
Статьи по теме
Конфликт желаемого с действительным
Кто говорит правду, а кто "выдает желаемое за действительное", станет ясно к концу месяца. Пока же очевидно одно - борьба между полномочными представителями президента и администрацией, категорически отрицаемая последней, из вялотекущей и подковерной превратилась в открытую.