статья Семеро ждут одного указа

Петр Яковлев, 18.01.2001
Владимир Путин и полпреды. Фото НТВ.Ру

Владимир Путин и полпреды. Фото НТВ.Ру

Несмотря на то, что президентству Путина уже пошел второй год, реформы ВВП пока что в самом начале. И все, что начато, делается крайне медленно - можно сказать, что новая путинская власть пробивается как цветок через асфальт старой элиты (хотя и с трудом, но с хорошими шансами на успех). Элита путинского призыва формируется медленно. Это хорошо видно на примере любимого детища президента - его полномочных представителей в федеральных округах. По сути все последние месяцы путинцы просто готовят плацдарм для решающего наступления.

Семерка наместников - пять генералов, один дипломат-спортсмен и бывший премьер - сегодня уже не просто случайный набор персоналий, выбранных Путиным по одному критерию "личного доверия". За восемь месяцев семерка, конечно, не сумела по- настоящему стать новым центром власти в стране (точнее - в федеральных округах), но доказала, что пришла "всерьез и надолго". В мае прошлого года полпреды получили от президента только название - полномочия он тогда им дать не смог. Именно не смог - не только потому, что они не вписывались в Конституцию, но и по причине жесткого противодействия президентской администрации.

Администрация, остающаяся главным "семейным наследством" Путина, прекрасно понимала, что усиление полпредов означает не только закрепление самостоятельности президента, но и ослабление ее собственных позиций. Уже к концу лета полпреды, сгрупировавшись вокруг секретаря Совета безопасности (и неформального лидера всего чекистско-государственнического крыла нынешней власти) Сергея Иванова, начали требовать расширения своих полномочий. После того как попытка добиться подготовки президентского указа обычным бюрократическим путем потерпела поражение, полпред Сергей Кириенко на одной из встреч с Путиным пожаловался ему на то, что кремлевские "замыливают" указ. Президент приказал подготовить бумаги.

Но ничего не изменилось - следующие три месяца руководство администрации продолжало мариновать указ, вычеркивая из него все сколько-нибудь похожее на реальные полномочия. Как говорил один из заместителей главы администрации: "Есть у нас один вредный полпред, за каждую запятую торгуется. Не люблю таких". Речь, конечно, шла не о запятых, и даже не о переподчинении части структурных подразделений администрации полпредам (например, о фактической ликвидации территориального управления). Выход указа имел бы очень большое психологическое значение, приближая смену вех и элит в президентском окружении. "Наследники" - Волошин и его замы Абрамов и Сурков - уходящая натура, но пока что у них получалось оттягивать неизбежный момент расставания с Кремлем. Однако час "икс", похоже, близится.

Многое может проясниться уже в ближайшее время. 15 января истек срок, отпущенный Путиным Волошину на подготовку того самого многострадального президентского указа о полпредских полномочиях. Ультиматум был поставлен на встрече Путина с полпредами в конце декабря, когда после очередной - уже коллективной - жалобы полпредов на администрацию Путин сказал Волошину "До 15 января, Александр Стальевич, а то я сам напишу". Все последние две недели стороны готовились к решающей битве. Выход указа - который сам по себе не так уж и много весит в реальной жизни страны - будет началом важнейшего этапа путинской кадровой революции. Под названием "расставание с Семьей".

Владимир Путин и полпреды. Фото НТВ.Ру

Петр Яковлев, 18.01.2001