статья Асимметричный бардак

Владимир Темный, 19.03.2002
Фото с сайта pvo.guns.ru

Фото с сайта pvo.guns.ru

Госпредприятие НИИ радиоприборостроения (НИИРП) на грани банкротства. Его судьбу в ближайшее время должен решить Арбитражный суд г. Москвы. Можно было бы и не обратить внимание на крах очередного бедолаги "оборонки", не сумевшего вписаться в рыночную экономику, если бы не одно обстоятельство: НИИРП - головное в стране предприятие по разработке систем противоракетной обороны. Именно НИИРП создал ПРО г. Москвы и Московского промышленного района. Он же сегодня работает над системой защиты от ракетно-ядерного удара высшего звена управления страны. По сути все заявления России о ее готовности дать асимметричный ответ на развертывание американцами своей НПРО базируются на разработках, которые вел и пока еще ведет этот институт.

В своем письме в комитет Госдумы по обороне генеральный конструктор НИИРП Борис Виноградов предупреждает, что банкротство института приведет "к потере уникального коллектива разработчиков, передовых технологий, а также к утрате Россией приоритетных позиций в области ПРО". И все это, грубо говоря, из-за привычки не платить за свет. Задолженность института по коммунальным платежам составляет 172 млн 818 тыс. рублей.

Сразу же отделим мух от котлет. Менеджмент НИИРП в постсоветское время был и есть, прямо скажем, провальный. И даже введение четыре года назад внешнего управляющего ситуации в лучшую сторону не изменило. Ну никак не может этот коллектив матерых оборонных умов зарабатывать себе на хлеб. Не получается у создателей отечественной ПРО, разработчиков новейших хитроумных систем противоракетной обороны сводить концы с концами в современном рыночном мире. Сами сотрудники НИИРП объясняют это тем обстоятельством, что почти вся их продукция совсекретна. Торговать-то на внешнем рынке они могли бы за милую душу (спрос есть, и еще какой), но за такую торговлю полагается от 10 лет и выше.

Однако поле для инициативы и предприимчивости у противоракетчиков все же есть. В настоящее время институт работает над двумя контрактами с КНР на общую сумму 8 млн долларов. Есть и другие варианты вполне легального зароботка (например, спросом пользуются разработки института в области экотехнологий - экономные и чистые системы зажигания двигателей и пр.). Все-таки НИИРП - это почти тысяча высококвалифицированных специалистов. Здесь работают 12 докторов и 67 кандидатов наук. Плюс огромный потенциал смежных предприятий (около 400). Вроде не бездельники и могли бы жить. А на деле - без пяти минут банкроты.

А рядом, буквально через стенку - другой отпрыск некогда могучего ВПК, другая судьба. ЦКБ "Алмаз". Процветающее ОАО с солидной ежегодной прибылью. Разрабатывает системы ПВО. Держит широкую торговлю за рубежом. Знаменитый зенитно-ракетный комплекс С-300 и его более совершенные модификации - работа "Алмаза". Такая же значимость в обороне страны, тот же никем не оспариваемый монополизм в своем деле, такие же секреты, что и у беспорточного соседа. Но финансовая участь другая.

Оставим за скобками причины процветания одних и развала других. Заметим только, что, например, руководитель ОАО "ЦКБ Алмаз" Игорь Ашурбейли по итогам 2000 года был признан лучшим менеджером Москвы. А на госпредприятии НИИРП успевают только менять внешних управляющих да выяснять, кто куда деньги девал.

Ладно, поставим менеджерам НИИРП жирный кол. Пусть с лучшими из них прокуратура разбирается. Но возникает вопрос - а что же государство, которое имеет в "оборонке" свой контрольный пакет? Ведь пикантность ситуации заключается еще и в том, что НИИРП банкротит не кто иной, как "Алмаз". Это пэвэошникам противоракетчики задолжали за свет как "ответственному квартиросъемщику". И свара эта длится с 1997 года. А с ослаблением позиций РВСН в Минобороны, когда начальник Генштаба Анатолий Квашнин проглотил и министра Игоря Сергеева, и главкома РВСН Владимира Яковлева, деньги от военного ведомства за уже выполненные заказы вообще перестали поступать. Под тем предлогом, что в "институте нечисто". И в самом деле, в НИИРП время от времени обнаруживались финансовые скандалы, крепко "приложила" институт и Счетная палата.

Как бы там ни было, в последние годы головной разработчик отечественной противорактной обороны погряз в слезах, соплях и скандалах. Отсюда доносятся только глухие стоны и безадресные проклятия. Задолженность по зарплате уже больше долга кредиторам. И сотрудников "ящика" давно уже одолевает одно желание: построить из подручных средств баллистическую ракету и улететь на ней отсюда к такой-то матери. О степени отчаяния и даже одичания, до которой дошел коллектив НИИРП, говорит то, что за помощью ученые и конструкторы обратились в Госдуму.

А куда еще? Государство в лице президента - сначала Ельцина, потом Путина - демонстрирует озабоченность положением оборонного института. Пишутся соответствующие резолюции, отдаются указания. Правительство принимает их к исполнению. И все остается по-старому. Словно в самой нищете НИИРП, в его сиротской неприглядности кроются какие-то могучие источники финансового благополучия многих сильных мира сего. А чем еще в наше рациональное время, кроме чьей-то материальной заинтересованности, можно объяснить тот факт, что нужный стране институт, важный для ее обороны и будущего, вянет-пропадает. Недвижимость стоимостью под миллиард рублей готовы пустить с молотка за долг в 172 млн рублей. При этом о цене сосредоточенного здесь интеллекта вообще речи не идет.

И при этом в правительстве существуют вице-премьеры, с десяток министерств, комитеты и комиссии, так или иначе курирующие этот горемычный коллектив. Привольно на бюджетных хлебах раскинулись пять клебановских исполинов - пять агентств, призванных вроде бы блюсти интересы таких тружеников военной сферы, как НИИРП. Но они, подобно застенчивому Альхену и его родственникам, пока только жадно набивают собственные утробы казенным пайком. Без видимой помощи голодающим оборонки.

Всю эту ситуацию с головным предприятием российской ПРО можно обозначить только одним словом: бардак. Типичный российский дремучий бардак. Наш вечный асимметричный ответ Западу.

НИИ радиоприборостроения (справка)

Владимир Темный, 19.03.2002