Асимметрия в действии
Прошлая неделя (с 12 по 18 февраля) явила собой материализованную идею асимметричных ударов на поле ракетно-ядерного противостояния. Сначала российские самолеты "поцарапали" своими крыльями воздушное пространство Норвегии, Японии и Великобритании (что, впрочем, Москва не признала). Затем министр обороны США Дональд Рамсфелд обвинил Россию в "активном распространении" ядерного вооружения и технологий в странах-изгоях. На следующий день в Москве собрались представители этих самых стран и еще нескольких десятков государств, чтобы обсудить перспективы обзаведения ракетами и ракетными технологиями. Еще через день в пригороде Багдада начали рваться бомбы. Так логически завершалась неделя асимметричных ответов. Как с той, так и с другой стороны.
Идея создания глобальной системы контроля (ГСК) за нераспространением ракет и ракетных технологий была выдвинута Россией в июне 1999 года. Концепция ГСК предусматривала создание многосторонних международных механизмов, которые, по замыслу Москвы, должны были бы уменьшить угрозу расползания по миру оружия массового уничтожения. Как ни странно, эта идея сразу же была благожелательно воспринята в Иране, Индии, Северной Корее и других странах, имеющих желание, но не имеющих научных и технологических возможностей обзавестись современными ракетоносителями. Между тем в США российскую инициативу сразу связали с PR-акцией, направленной против развертывания национальной ПРО. Американские специалисты полагают, что ГСК придумана для дискредитации Кодекса поведения стран-экспортеров ракет и ракетных технологий.
Дело в том, что Кодекс, в отличие от ГСК, предусматривает жесткие ограничения по продаже ракет и технологий. Его поддержали 32 страны, выразившие готовность поступиться финансовыми интересами, ради обеспечения стратегической стабильности. ГСК иначе трактует принципы ограничения передачи и продажи ракет и ракетных технологий. По словам первого заместителя министра иностранных дел РФ Георгия Мамедова, важно стимулировать страны к отказу от производства и закупки ракетного оружия. В качестве такого стимулятора он предлагает предоставлять им льготы на запуск ракет с полигонов стран, имеющих ракетное вооружение.
Такая позиция, по мнению западных экспертов, сама по себе провокационна. Она подстегивает страны к созданию собственных ракетных технологий и вооружений. Ряд государств, располагающих финансовыми ресурсами, но не имеющих достаточной научной и технической базы, станут нелегально закупать новейшие разработки и в лучшем случае зарабатывать на запусках ракет в научных целях. Такое "серое" расползание ракетных технологий и вооружений, уверены в Вашингтоне, неизбежно приведет к появлению грозного оружия в странах с экстремистскими режимами, что отрицательно повлияет на уровень глобальной безопасности.
Москва категорически не согласна с такими оценками своей инициативы. Ее не смущает и отсутствие в числе участников представителей США и ряда других ведущих стран Европы. Обладающая по сей день богатыми возможностями в области ракетных технологий, Россия привлекательна для многих государств, по тем или иным причинам не способных самостоятельно развивать свои оборонные комплексы стратегического назначения. За два года идея ГСК обрела популярность, и в нынешней рабочей встрече экспертов приняли участие представители 70 стран мира. Уже подготовлен проект Международного кодекса поведения по предотвращению распространения баллистических ракет. Стремление России занять место одного из главных "менеджеров" в области оружия массового уничтожения явно вызывает беспокойство в США.
Об итогах второй международной рабочей встречи экспертов по Глобальной системе контроля за нераспространением ракет и ракетных технологий (сообщение МИД РФ) - 15.02.2001
Панацея от противоракетной озабоченности США - "Независимое военное обозрение", 07.04.2001
Фото с сайта НТВ.Ру