статья Ловушка Рейгана

Виталий Портников, 06.02.2001

Сегодня все американские газеты, как в добрые старые времена, пишут о Рональде Рейгане. 90-летие одного из самых ярких американских президентов - повод не только для ностальгических размышлений, которые сами собой напрашиваются, когда речь идет о человеке, который из-за тяжелой болезни "присутствует отсутствуя". Рейган интересен уже тем, что создал модель американской внешней политики, которая пережила его время. Этой моделью можно не пользоваться: собственно, наследники Рейгана - и его вице-президент Джордж Буш-старший, и Билл Клинтон - предпочитали более классическую дипломатию. Но она может вновь начать работать в ответственный момент. И, похоже, этот момент наступает.

Рейган был атакующим и блефующим президентом - на посту лидера сверхдержавы он великолепно использовал свои актерские возможности. Эти возможности компенсировали ему дефицит интеллектуальности, отсутствие дипломатических навыков и неготовность анализировать самостоятельно, без посредства команды советников.

Сегодня в Белом доме именно такой президент. Джордж Буш-младший никогда не был, как его отец, директором ЦРУ или вице-президентом США, то есть не был федеральным управленцем. Он был губернатором штата - так и у Рейгана имелся подобный опыт! Он не интеллектуал, не дипломат и не готов к самостоятельному анализу: Правда, он не профессиональный актер, но роль "своего парня" удается ему с не меньшим блеском, чем Рейгану амплуа постаревшего ковбоя в Белом доме: И чего же ожидать от такого президента?

Сейчас трудно сказать, блефовал ли Рейган, затевая многолетнюю дискуссию вокруг "звездных войн", или он был искренне убежден, что одобренная им модель ракетного щита является для Соединенных Штатов лучшим средством обороны. Факты, однако, говорят сами за себя. Щит, о необходимости которого с таким жаром говорил юбиляр, не создан и по сей день. Но и государство, от которого собирались обороняться с помощью этой технологии, тоже исчезло с политической карты мира. Рональд Рейган одолел Советский Союз одним только миражом американского военного превосходства. Уже на исходе его президентства стало очевидно, что Москва и Вашингтон вполне могут договариваться и находить общий язык, даже значительно сокращать свои наступательные арсеналы. Что Белый дом прежде всего беспокоит, чтобы Советский Союз не представлял из себя вечной угрозы безопасности Соединенных Штатов - а уж затем наши внутренние дела. Администрация преемника Рейгана, Джорджа Буша-старшего, потом даже пыталась сохранить Советский Союз Михаила Горбачева - но тщетно. Потенциал этой страны был безнадежно подорван не столько политическим, сколько технологическим противостоянием с Соединенными Штатами Рональда Рейгана. Конечно, это все равно произошло бы.

Станислав Лем в одной из своих последних книг, озаглавленной "Мир на грани", замечает, что, подсчитав, какой процент своего ВВП тратит каждая из сторон на производство новейших вооружений, он в свое время пришел к выводу: к 2030-2040 году этого процента Советскому Союзу хватит на 50 суперсовременных самолетов. Писатель, естественно, связывал с этим выводом крах коммунистической империи. Но Рейган одолел свою "империю зла" гораздо раньше: речь шла уже не о производстве современных самолетов и ракет, а о невиданном ранее космическом комплексе, в который нужно было инвестировать миллиарды долларов. Рейган мог позволить себе рискнуть: американской экономике этот риск, даже в случае краха идеи, ничем не угрожал, и кроме того, механизм американского ВПК не был так инертен, как механизм советского - его легко можно было остановить для корректировки идеи. К тому же Рейган имел весьма удобных партнеров в Кремле - не столько практически не руководившего страной в последние годы жизни Леонида Брежнева, бывшего в лучший свой период весьма прагматичным политиком, сколько маршала Дмитрия Устинова и главу КГБ Юрия Андропова. Эти двое воспринимали мир как сражение империй и готовы были бороться до конца. Советский Союз пережил их ненадолго.

Сегодня ситуация вновь благоприятствует американскому президенту. Экономика страны в состоянии выдержать новый эксперимент с созданием системы ПРО. За прошедшие после Рейгана годы эта экономика, как известно, переживала неплохие времена. А Россия? Про российскую экономику тоже все известно: никакие нефтедоллары не помогут, если власть вдруг решит втянуться в военное противостояние с американцами. Между тем представления о России, бытующие в президентском окружении, не сильно отличаются от существовавших в Политбюро: великая держава, равный партнер Штатов. Но члены Политбюро жили в отстроенном под себя мире и, кстати, могли себе позволить бросить в топку весь национальный доход страны, не обращая внимание на нищающее население.

В сегодняшней России население уже не нищает - этот период пройден - а замерзает. Если Владимир Путин на самом деле хочет руководить страной, соревнующейся с Соединенными Штатами, он должен отдавать себе отчет, что рискует стать последним руководителем такой страны. И в подобное развитие событий как-то не очень верится. Но вполне возможно, что убедившись в неспособности противостоять новой оборонительной системе американцев, российское руководство -не на словах, конечно, на деле - умерит свои амбиции. И в Москве начнут мыслить не категориями сфер влияния, а категориями экономических образований. Тогда и оправдается прогноз Станислава Лема: к 2030-2040 году империя исчезнет окончательно, уступив место мобильно развивающейся европейской стране, граждане которой будут относиться к ценностям своих дедушек и бабушек исключительно как к историческим. А самое интересное во всем этом пожалуй, будет то, что американский ядерный щит так и останется в речах и чертежах: защищаться-то будет не от кого...

Терминатор "империи зла" - "Время новостей", 05.02.2001

Робоковбой - "Время новостей", 05.02.2001

Ronald Reagan (Yahoo News)

Reagan and the Soviets

Ronald Reagan (official site)

Рональд Рейган. Фото: "Огонек"

Виталий Портников, 06.02.2001