Козырные карты Кремля
Российско-китайский "антипротиворакетный альянс" (с возможным подключением к нему Ирана; первоначально называли Индию, но это промашка российского МИДа - на союз с Пекином Дели не пойдет), предложенный еще президентом Борисом Ельциным, является одновременно и самым сильным из возможных ходов, и самым проигрышным. Уже потому, что переводит Россию из разряда "нейтральных держав", как воспринимает ее нынешняя президентская команда Буша, в стан потенциального противника.
Не говоря уже о том, что у Китая свои рычаги влияния на США, прежде всего - Тайвань, и интересами Москвы китайцы в случае необходимости легко пренебрегут. Таковы уж особенности восточного менталитета и азиатской политики.
Очевидная попытка вбить клин по линии противоракетной обороны между США и их союзниками по НАТО (самые свежие примеры - переговоры с министрами обороны Франции и ФРГ - Аленом Ришаром и Рудольфом Шарпингом) также едва ли достигнет успеха. Реально Москва пока может предложить только то, что имеет, - наработки в области нестратегической ПРО для развития совместных работ в этом направлении.
Можно предположить, что эти планы не очень заинтересуют европейцев, поскольку им, строго говоря, не от кого защищаться - им никто и не угрожает. А "озабоченность" американскими планами союзники выражают, чтобы, как водится, поживиться под эту лавочку чем-нибудь у Вашингтона. Там, надо отметить, сигнал приняли и поняли. Во время недавнего визита в Европу министр обороны США Дональд Рамсфелд говорил о перспективах крупномасштабного оборонного переоснащения европейских стран НАТО. С американской, разумеется, помощью.
Кроме того, европейцы отчетливо видят границы пропагандистских и материальных возможностей России. Скажем, чрезвычайно резкая риторика эпохи подготовки НАТО к расширению на Восток сменилась недовольным, но негромким ворчанием после фактического приема в блок Венгрии, Польши и Чехии. А грозные молнии в адрес НАТО времен войны на Балканах ("натофашисты", не больше и не меньше!) опять уступили место плановым поездкам российских военачальников в Брюссель и форсированному открытию представительства НАТО в Москве.
Наконец, последний козырь Кремля. Прямой военный ответ на вызов из Вашингтона. Угроза выйти из существующих договоров по ядерному разоружению. Включая озвученные руководителем думского комитета по обороне генералом Андреем Николаевым предупреждения о возможном развертывании тяжелых ракет.
В Соединенных Штатах за последнее десятилетие достаточно основательно ознакомились с состоянием ракетно-ядерных сил России, в том числе и в ходе оказания помощи этим силам в решении разнообразных проблем, чтобы всерьез полагать реальной угрозы генерала Николаева.
Каждый год, в силу сложившейся традиции, в России с 1997 года под Новый год развертывают полк новых межконтинентальных баллистических ракет "Тополь-М". В первом полку было восемь пусковых установок (плюс две учебные), во втором - десять, в третьем... четыре. Таковы реальные возможности отечественной оборонки. Не надо обманываться.
Поговаривают и о варианте установки 3-4 боезарядов на "Тополях", но, опять-таки, это едва ли компенсирует выход из строя по возрасту старых наземных ракет и безвозвратное снижение боевого потенциала стратегического подводного флота и авиации. Так что асимметричный ответ, о котором говорит Кремль, - это серьезная проблема для самой России. Прежде всего в экономическом плане.