Суд отказал Михаилу Трепашкину в свободе
Городской суд Дмитрова избрал меру пресечения для задержанного накануне адвоката Михаила Трепашкина – содержание под стражей. Как передал из Дмитрова корреспондент Граней.Ру, во время заседания суда было очень большое скопление охраны, посторонних не пускали, заседание объявили закрытым. Беспрецедентной была охрана и вне здания – подступы к нему охраняло несколько десятков омоновцев. После суда Трепашкин был доставлен в здание местного УВД.
В первый же день своего задержания, 22 октября, Михаил Трепашкин объявил голодовку. Его защитник добивается, чтобы голодающего осмотрел врач. Однако следователь не дал разрешение на медицинский осмотр, заявив, что "не в курсе голодовки". По словам Михаила Марова, адвоката Трепашкина, вечером в пятницу его подзащитный прекратил голодовку.
Справка
Михаил Трепашкин<br>Факты биографии
Военная служба Михаила Трепашкина началась на атомном подводном флоте. После срочной службы он поступил в Высшую школу КГБ. С 1976 года - следователь в следственном управлении КГБ, специализировался на делах о контрабанде культурных ценностей и произведений искусства.
В 90-х годах работал в управлении собственной безопасности ФСБ. Его начальником был Николай Патрушев, нынешний шеф ФСБ. Среди успешных дел Трепашкина – разоблачение в 1995 году преступной группы в ФСБ и ГРУ, которая занималась продажей оружия в Чечню. Однако дело приказали закрыть. Возник конфликт с начальством. В том же году он был уволен из органов. В начале 1996 подал в суд на ФСБ за незаконное увольнение, и суд его иск удовлетворил. Но решение суда так и не было выполнено.
В начале 1997 года на Трепашкина было совершено нападение на улице, его избили. К этому времени он дал несколько интервью о коррупции в ФСБ. На ту же тему бывший офицер спецслужбы направил письмо президенту РФ Борису Ельцину.
В середине 1997 года Александр Литвиненко, который в это время работал в управлении по разработке преступных организаций (УРПО), получил приказ организовать нападение на Трепашкина. Впоследствии в жалобе в прокуратуру, которую Литвиненко подал на УРПО как на преступную организацию, Трепашкин упоминался вместе с Борисом Березовским и Умаром Джабраиловым. Последние двое также были в разработке УРПО: Березовского должны были убить, Джабраилова – похитить. В 1999 году Трепашкин принял участие в пресс-конференции, на которой офицеры ФСБ Литвиненко, Понькин и Щеглов обвинили ФСБ в преступной деятельности. Трепашкин присутствовал на пресс-конференции в качестве жертвы.
После этого Трепашкин два года занимался частной адвокатской практикой. В сентябре 2001 года он дал интервью французским журналистам, которые снимали фильм "Покушение на Россию", в котором рассказал о деятельности ФСБ в контексте взрывов домов в Москве и Волгодонске. Сразу после этого у него был устроен обыск. На Трепашкина завели уголовное дело по фактам разглашения государственной тайны и незаконного хранения оружия. Второе обвинение впоследствии отпало, но первое осталась.
В начале 2002 года Трепашкин познакомился с Сергеем Юшенковым и начал активно сотрудничать с ним в рамках комиссии по расследованию взрывов жилых домов в городах России в 1999 году. В том же году он стал доверенным лицом сестер Морозовых, проживающих в США (они проходили как потерпевшие по делу о взрывах домов). В августе 2003 года Татьяна Морозова приезжала в Москву и вместе с Трепашкиным добивалась доступа к документам по делу о взрывах. Это была единственная попытка со стороны пострадавших от взрывов 1999 года добиться хоть какой-то информации по делу. Весной 2003 года он был приглашен адвокатами Бориса Березовского в качестве свидетеля по делу об экстрадиции бизнесмена в Россию. Трепашкин должен был рассказать суду об истории с планированием покушения на Березовского в 1997 году. Но разрешение на выезд за границу ему не дали, поскольку к тому времени он был под подпиской о невыезде. Адвокаты Березовского должны были выехать в Москву, чтобы встретиться с Трепашкиным и взять у него свидетельские показания.
Дословно
Заявление Движения 'За права человека'
(О деле Трепашкина)
Общероссийское движение 'За права человека' выражает огромную озабоченность провокацией правоохранительных органов в отношении адвоката Михаила Ивановича Трепашкина.
Очевидно, что юрист, находящийся за судом и вызывающий раздражение спецслужб, не будет возить с собой нелегальное оружие. Из многих обращений в правозащитные организации известно, что "оборотни в погонах" фабрикуют не только те дела, о которых торжественно рапортует руководство МВД, а практика подброса оружия и наркотиков неугодным поставлена на поток.
К нам обратилась супруга арестованного М.И. Трепашкина, и наша организация берет на себя содействие в защите его прав. Если в самое ближайшее время провокация в отношении адвоката Трепашкина не будет пресечена надзорными инстанциями, то мы будем считать, что она санкционирована на высшем уровне правоохранительных ведомств.
NEWSru.com, 23.10.2003
Александр Гольдфарб
Совершенно очевидно, что это дело сфабриковано по политическим мотивам. И правозащитное сообщество обязано заступаться за Трепашкина. Мы будем добиваться признания его узником совести.
Грани.Ру, 23.10.2003