статья НАТО и нафталин

Виталий Портников, 20.12.2000

Планирующееся восстановление отношений России с НАТО в полном объеме, конечно же, заставляет задуматься о том, какими могут быть эти отношения. Разрывались связи Российской Федерации и НАТО в одной политической реальности, восстанавливаются - совсем в иной.

Разрыв отношений с НАТО выглядел не просто капризом ельцинского режима, но тогдашней зависимостью этого режима от его "нафталинового" премьер-министра: как известно, на международной арене Евгений Примаков преуспел только в "советизации" российской внешней политики (процесс этот начался, впрочем, еще в последний период работы в МИДе Андрея Козырева). Разворачивание самолета над Атлантикой перед операцией НАТО в Югославии и последующий разрыв начавших было налаживаться взаимоотношений с НАТО - закономерный итог этой внешней политики.

Однако сегодня Россией правит режим людей хотя и более молодых, зато не менее "нафталиновых", чем Евгений Максимович, по пониманию внешнеполитических приоритетов, а главное, возможностей своей страны. Поэтому восстановление взаимоотношений с НАТО скорее всего произойдет лишь на декларативном уровне.

Российская дипломатия, правда, попытается разыграть карту мнимых разногласий между Европейским союзом и Вашингтоном относительно создания коллективных вооруженных сил Европы. Американцы, действительно, пока что не выражают особого оптимизма по этому поводу. Но, с другой стороны, это позиция уходящей администрации Билла Клинтона, и к тому же европейцы никогда не ссорились с американцами из-за России. Поэтому сегодняшнее восстановление отношений с Североатлантическим союзом можно рассматривать прежде всего как ни к чему ни обязывающее дипломатическое решение. Россия до сих пор пребывает в опасной для себя иллюзии, что она остается супердержавой, способной "соревноваться" с НАТО и США на равных и на равных определять мировую политику.

Опаснее всего, если в эту иллюзию поверят западные партнеры России. Ведь если администрация Билла Клинтона, работавшая с Москвой все кризисные годы, точно понимала, на что действительно способна Россия, и относилась к этой завышенной самооценке российского руководства как к милому заблуждению Ельцина и недостатку политического опыта у Путина, то для республиканской администрации просто удобно будет поверить в представления о мире и России, предлагаемые Путиным новому президенту Джорджу Бушу-младшему. И начать соревнование с Москвой вполне в рейгановском духе: пока партнер не вынужден будет сам занять правильную позицию уже на пороге намечающегося краха.

Кроме того, необходимо учитывать, что любое улучшение отношений между Россией и НАТО - всегда временное. Между сторонами всегда имеются концептуальные разногласия. Когда нет событий-раздражителей, можно и восстановить отношения. Но стоит случиться любому конфликту, напоминающему косовский, как отношения вновь ухудшатся - при любой российской власти. Как и в случае расширения НАТО: если в состав альянса войдут стремящиеся туда страны Балтии - а это вполне может произойти в ближайшем будущем, - то Россия просто не сможет не отреагировать гневно. В противном случае ей придется де-факто признать право альянса контролировать то, что в Москве по-прежнему продолжают считать российской "зоной влияния".

Виталий Портников, 20.12.2000