статья Выборы от противного

Максим Поляков, 06.02.2001

Самая скучная в истории Израиля предвыборная кампания окончена. Как говорится, всем спасибо. Израильтяне - кто радостно, кто обреченно - потопали на избирательные участки, чтобы вновь заставить себя поверить в то, что в своей стране они что-то решают.

Оба кандидата на пост главы правительства, в прошлом боевые генералы, а ныне солдаты мирного процесса на Ближнем Востоке - Эхуд Барак и Ариэль Шарон - провели два месяца, предшествовавшие выборам, на редкость успешно: поездки по стране, телеэфиры, надувание щек в публичных местах. Никаких особых целей перед собой не ставили - страна знает обоих как облупленных, поэтому просто рассказывали ей все, что они думают о мире, о войне и друг о друге. Вкратце: мир есть хорошо, война - плохо, соперник ведет страну к катастрофе. Никакой интриги, обычно сопровождающей электоральный процесс, не было, да и быть не могло.

В Израиле не только взрослый, но даже карапуз понимает, что нынешние выборы не означают смены власти. Даже несмотря на то, что лидер оппозиции Ариэль Шарон побеждает с очевидным преимуществом. Во-первых, выбирают не полновластного президента, а премьер-министра, чья власть неизбежно будет ограничена парламентом, депутаты которого продают свои голоса оптом и в розницу. Два месяца назад народные избранники успешно провалили закон о проведении досрочных выборов и тем самым помогли Эхуду Бараку победить фантома по имени Биньямин Нетаниягу, поверившего, что пришло его время вернуться. Шарон, правда, отрицает факт сделки с партией ШАС, направленной на провал кандидатуры Биби. Он вообще много чего отрицает. А вот правда ли, что в сделке участвовало третье лицо - нынешний премьер-министр Эхуд Барак, вряд ли станет известно в ближайшем будущем.

Во-вторых, выбирают попросту не из тех. Шарон, сговорившись с ШАС, вывел из игры Нетаниягу. Барак сделал все, что было в его силах, чтобы торпедировать участие в выборах архитектора мирного процесса Шимона Переса. Как показывают многочисленные опросы, сторонники правого лагеря хотели бы видеть премьером Нетаниягу, левые - Переса. Более того, именно такую пару кандидатов было бы логично ожидать со всех мыслимых точек зрения. В понедельник опрос, проведенный институтом "Дахаф" совместно со Вторым каналом телевидения среди правых и левых избирателей по отдельности, четко показал, кто есть кто в нынешней политике. 48 % сторонников "лагеря мира" предпочли бы голосовать за Переса, 16 % - за Барака. 52 % избирателей, причисляющих себя к правым, хотели бы видеть своим кандидатом Нетаниягу, и лишь 19 % - Шарона. Но сегодня израильтяне голосуют от противного. Левые - против Шарона, правые - против Барака.

Первые опасаются войны, которую якобы развяжет Шарон против арабов. При этом интересно, что голосуя за Барака, они как бы дают согласие на войну, которую уже развязали арабы против Израиля. Вторые опасаются мирного процесса, который обещает продолжить Барак, и выбирают Шарона, который не предлагает ни военного, ни политического решения главной проблемы Израиля - палестинской. Шарон, который постоянно говорит о своей заботе о нации, на деле скорее всего заботится о красивом завершении своей политической карьеры. Хотя, как человек предельно ответственный, он обеспокоен тем, что до сих пор не знает, что ему предстоит. В условиях, в которых сейчас оказалась страна, это выглядит красиво и честно. Но не более того.

"Только Шарон приведет к миру", - написали правые на знамени своего кандидата. "Шарон ведет нас к войне", - ответили левые. Бред, конечно. Не ведет Шарон ни к миру, ни к войне. Его мысли устремлены если не в прошлое, то уж никак и не в будущее. Может быть, даже и в никуда. Шарон, по большому счету, представляет те же элиты, так ненавидимые его избирателями. А его избирателями, как свидетельствуют социологи, вынуждены были стать те, кто собирался голосовать за Нетаниягу. Естественно, что в дороге часть голосов потерялась. И спасает Шарона только то, что подобный же процесс произошел и с Бараком.

Потери пока-еще-премьера значительнее. Целый избирательный сектор - израильские арабы - бойкотирует нынешние выборы. 13 граждан Израиля -арабов были убиты во время столкновений с полицией в самом начале новой интифады. Эхуд Барак за два дня до выборов заявил, что несет личную ответственность за эти смерти. По всем раскладам - политическим ли, человеческим - слишком поздно.

Главный козырь Барака - заключение договора с палестинцами (к середине кампании уже речь не шла ни о постоянном урегулировании, ни о промежуточном соглашении, а к завершению битвы - даже о совместной декларации о прекращении насилия) - бит еще в Кэмп-Дэвиде. Ровно полгода назад Барак понял, что не только проиграл свой пост и доверие общественности, но и завершил мирный процесс в том виде, в каком он понимался Рабином. Но тогда не ушел. Заявив о своей отставке в начале декабря, Барак понадеялся, что получит новый мандат доверия - стоит только нейтрализовать Биби и Переса. Он не пошел на создание правительства национального единства, потому что ему показалось, что право вето Шарона на принятие политических решений - это слишком. Теперь его политическая карьера зависит от того, возьмут ли его в правительство Шарона. Если данные опросов действительно верны и Барак потерпит самое сокрушительное в истории демократического Израиля поражение, шансов на то, что Шарон предложит ему пост министра обороны, немного. Если же проигрыш будет более или менее достойным (в случае Барака отставание и на 10 % будет манной небесной), израильтян ждет правительство национального единства. Но, по меткому выражению Нетаниягу, это будет единство кресел, а не единство целей, и новые выборы - на этот раз всеобщие, включающие смену состава кнессета, не за горами.

Так что нынешняя кампания - только разминка, а кабинет, который начнет формировать завтра Ариэль Шарон, скорее всего окажется лишь демо-продуктом, а не реально действующим правительством, по которому уже соскучились не только израильтяне, но и их враги.

Фото Reuters

Максим Поляков, 06.02.2001