Голубей на переправе не меняют
Покончив с Нетаниягу с помощью депутатов из ШАС, Барак начал войну с Пересом. Фраза "Кто следующий? Перес!" стала печально известной в ноябре 1995 года. Тогда после убийства премьер-министра Ицхака Рабина израильское общество погрузилось во мрак: распри, взаимные обвинения и охота на ведьм из правого лагеря не располагали к юмору. Поэтому парня из очереди в банковскую кассу, который на вопрос "кто следующий?" ответил "Шимон Перес", тут же отволокли в участок.
Теперь Перес снова стал виртуальной мишенью. Оказалось, что переизбранию Барака мешает не только лидер оппозиции Ариэль Шарон, но и министр регионального развития Израиля, организатор и вдохновитель мирного процесса, лауреат Нобелевской премии мира, вечно второй Шимон Перес. К нему намертво приклеилась обидная кличка "лузер". Он еще ни разу не побеждал на выборах, а премьером становился только в результате внутри- и межпартийных договоренностей .
Однако судьба дала ему еще один шанс попытать счастья на выборах - убежденные сторонники мира хотят видеть премьером не генерала Барака, а "своего" Переса. Рейтинг Переса по опросам намного выше, чем у нынешнего главы правительства. И если Перес выставит свою кандидатуру на пост премьер-министра страны, у него есть шанс опередить Барака и выйти во второй тур против Шарона. Кроме того, в случае противостояния "силовиков" Барака и Шарона арабские граждане Израиля могут попросту не пойти на выборы, памятуя о горячих октябрьских деньках, когда израильская полиция жестко пресекла волнения в арабском секторе, часть которого поддержала интифаду палестинцев на территориях. Если же будет баллотироваться Перес, израильские арабы с удовольствием проголосуют за него - а это, как ни крути, 15 % населения страны.
Перес и его сторонники по "голубиному" крылу Партии труда проявили недюжинное усердие, чтобы "спасти" мирный процесс, поставив у руля в Израиле человека, с которым арабам будет легко и просто вести переговоры. Для того чтобы зарегистрироваться в качестве кандидата, нужно собрать подписи десяти членов кнессета либо 50 тысяч подписей граждан. К гражданам не пойдешь - регистрация кандидатов заканчивается уже в четверг на этой неделе. Депутаты от Партии труда не подпишутся - у них Барак кандидат. Просить мандат у арабских депутатов - все равно что проиграть выборы. Остается только просить депутатов от ультралевой партии МЕРЕЦ - их как раз десять человек и есть, к тому же они сами хотели "третьего кандидата от лагеря мира". После встречи с лидером МЕРЕЦ Йоси Саридом Перес загадочно произнес, что еще не решил, будет ли баллотироваться, - все зависит от даты выборов.
Сторонники Переса из Партии труда готовили принятие специального законодательного акта, который откладывает проведение выборов еще на месяц - так, чтобы Израиль выбирал премьера не 6 февраля, а 3 марта. Очевидно, что запас в еще один месяц Пересу не помешал бы, учитывая как динамику рейтингов, так и то, что Барак хочет выйти на выборы, имея на руках мирное соглашение с палестинцами, подписанное Бараком без помощи нобелевского лауреата.
Министр внутренних дел Хаим Рамон, сторонник Переса, заявил, что его ведомство не готово проводить выборы. Председатель Центральной избирательной комиссии судья Михаэль Хешин подтвердил - да, и мы не готовы.
И тут в дело вмешался сам Барак. Во вторник он провел экстренную встречу со спикером парламента Аврумом Бургом (тоже человек Переса) и председателем комиссии кнессета по законодательству Амноном Рубинштейном (представитель МЕРЕЦ). Результат превзошел все ожидания: решено не давать ход новому законопроекту (который остряки уже успели окрестить "законом Переса" по аналогии с проваленным в ночь на вторник "законом Нетаниягу") и снять его с повестки дня кнессета. Неизвестно, о чем они говорили, но, памятуя об удачной покупке накануне голосов депутатов от ШАС, предположить несложно. Через полчаса выступил судья Хешин: "Особые выборы главы правительства состоятся 6 февраля. Мы, конечно, не готовы, но поднапряжемся". Мирный процесс нам дорог, конечно, но лучше победить правых - в таком духе оговорился лидер МЕРЕЦ Йоси Сарид.
Перес должен решить до четверга, так что осталось ждать недолго. Скорее всего он снимет свою кандидатуру: если против Шарона, с которым они принадлежат к одному поколению, он бы еще поборолся, то стоять на пути у высоких чувств лидера собственной партии пожилой, мягко говоря, Перес уже не в силах. И Барак продемонстировал ему это со всей очевидностью.
Говорят, Барак очень сильно испугался Переса и с этой целью даже затеял новый раунд переговоров с палестинцами, который вот-вот должен начаться в Вашингтоне. Покончив с "правым" Нетаниягу, Барак якобы прикидывается "голубем", чтобы убрать Переса, и таким образом показывает сторонникам левых, что для мирного процесса никакой Перес не нужен. Эта версия выглядит правдоподобной, тем более что стали распространяться слухи о невиданных уступках, на которые якобы идет Барак -отдача Храмовой горы, обмен территориями c будущим палестинским государством и т.д. Если это на самом деле блеф (во что израильтяне очень хотят верить), то очень дорогостоящий и свидетельствует о сильном напряжении, в котором находится Барак.
В среду, 20 декабря, состоится тройственная встреча с участием Барака, Переса и генсека Партии труда Раанана Коэна. Что может предложить Барак Пересу, чтобы тот снял свою кандидатуру? Вряд ли что-то серьезное. Если Барак победит на выборах (что не факт), ему придется создавать правительство национального единства с Шароном - или продолжать покупать голоса ШАС (что неприятно). В таком кабинете не будет места ни Пересу, ни его мирному процессу.
Наверное, "откат" будет небольшим: что-нибудь теплое, мягкое, стариковское - например, место почетного предеседателя партии.
Статьи по теме
Голубей на переправе не меняют
Говорят, Барак очень сильно испугался Переса и с этой целью даже затеял новый раунд переговоров с палестинцами, которые вот-вот должны начаться в Вашингтоне. Покончив с "правым" Нетаниягу, Барак якобы прикидывается "голубем", чтобы убрать Переса, и таким образом показывает сторонникам левых, что для мирного процесса никакой Перес не нужен.