статья Барак и Нетаниягу против времени и народа

Максим Поляков, 18.12.2000

В мае 1999 года, сразу после своего избрания, Эхуд Барак пообещал народу быть премьером "всех-всех-всех", для чего замутил широкую коалицию, включавшую как ультралевую партию МЕРЕЦ, так и Национально-религиозную партию, основной электорат которой - еврейские поселенцы на Западном берегу Иордана и в секторе Газа. Не нужно обладать провидческим даром, чтобы предсказать скорую смерть такого кабинета. Летом нынешнего года ультрарелигиозная партия ШАС вышибла из коалиции МЕРЕЦ, а после провального саммита в Кэмп-Дэвиде Барака покинули и партии правого фланга - собственно ШАС, Национально-религиозная партия и "Исраэль ба-Алия" (движение репатриантов из бывшего СССР под руководством Натана Щаранского).

Правительство готово было пасть в любой момент, но тут началась интифада. Арафат дал своему бывшему партнеру по переговорам шанс остаться у власти. Барак проявил нерешительность и попытался выдать ее за осторожность. Он выдвинул по меньшей мере три ультиматума палестинцам, но все они закончились пшиком. Потом Арафат в эфире CNN послал израильского премьера куда подальше. Потом началась флоридская бессонница, и апеллировать к американцам стало бесполезно. Офицеры в личных беседах сетовали на то, что Барак превратил армию в тряпку. Все это злило израильтян больше, чем ежедневные обстрелы поселений и иерусалимского района Гило: стало ясно, что "солдат номер один" не может обеспечить безопасность граждан.

28 ноября 2000 года кнессет начал процедуру самороспуска. Этот шаг предпринимается в том случае, когда оппозиция понимает, что у нее нет шансов отправить правительство в отставку посредством вотума недоверия, и означает проведение всеобщих досрочных выборов через 90 дней после принятия в третьем чтении закона о роспуске парламента. Вплоть до самого голосования лидер антиклерикальной партии "Шинуй" Томми Лапид пытался привести к созданию правительства чрезвычайного положения с участием оппозиции, в котором ее лидер Ариэль Шарон имел бы право вето на все решения премьера. Однако премьер-министр спутал все карты - он поднялся на трибуну и сказал: "Вы хотите выборов? Я готов идти на выборы". И уже назавтра начался откат. Новый состав кнессета, поняли депутаты, может недосчитаться минимум трети из числа сидящих в зале. Да и провести предвыборную кампанию в короткий срок могут только те партии, которым есть что сказать своим избирателям. В этой ситуации лишь немногие могут себе позволить такую роскошь: лидеры фракций стали придумывать, как избежать перевыборов.

И тут в страну снова приехал "озабоченный гражданин" Биньямин Нетаниягу. Это прозвище прилипло к нему в конце сентября, в начале новой интифады, когда он в очередной раз вернулся в Израиль из Штатов, где занимался коммерческой деятельностью (консультировал израильские "старт-ап"-компании перед эмиссией в Нью-Йорке) и выступил по телевидению с кратким обращением. "Я выступаю не как политик, а как гражданин, озабоченный новой ситуацией в стране". Страна улыбнулась: за день до его возвращения было закрыто за недостатком улик начатое против Биби сразу после выборов очередное дело о коррупции. Уже тогда стало ясно - Нетаниягу возвращается. Так вот, 4 декабря он приехал уже в другом качестве - претендентом номер один на пост премьер-министра. Его рейтинг стал стремительно взбираться вверх, и каждое публичное выступление лишь добавляло ему популярности.

В этих условиях Барак решился на экстраординарный шаг. На исходе субботы, 9 декабря, по окончании трансляции центрального футбольного матча израильской лиги (традиционный супер-прайм-тайм на ТВ) Барак выступил с обращением к народу и заявил о своей отставке. Израильское законодательство в этом случае предполагает перевыборы премьер-министра без изменения состава кнессета, причем претендовать на высший правительственный пост могут лишь депутаты кнессета - простые же граждане, как бы они ни были озабочены ситуацией в стране, не баллотируются. Биби, как известно, ушел из кнессета после поражения на выборах 1999 года. Сторонники правого лагеря окрестили этот шаг "трюком в обход Нетаниягу". Впрочем, не только Биби обидели - оппозиционеры Барака в его собственной Партии труда, грозившие боссу "интифадой изнутри", также остались ни с чем: времени на раскрутку нового кандидата уже не остается. Уже через сутки Центр Партии труда переизбирает Барака на пост председателя партии и утверждает его кандидатом в премьеры, причем его оппоненты не успевают попасть на заседание.

Нетаниягу в очередной раз приезжает из Штатов. Сторонники его переизбрания работают и над поправкой к Основному закону, которая позволит ему баллотироваться, и над продвижением закона о роспуске кнессета. ШАС, которая хочет Биби и не хочет перевыборов (в этом случае представительство восточных ультраортодоксов в парламенте неминуемо сократится), стремится протолкнуть "закон Нетаниягу". Другие силы выступают за полную смену власти - как законодательной, так и исполнительной.

И тут - новый сюрприз. 14 декабря Нетаниягу заявляет, что не будет баллотироваться, если парламент не уйдет в отставку. Другими словами - не хочет специально заточенных под него поправок к Основному закону. Этот шаг не столько благороден, сколько правилен. Во-первых, Биби понимает, что ни политические противники, ни пресса, которая уже начала против него новую кампанию, не простят ему VIP-маршрута во власть. Во-вторых, в случае избрания ему придется работать с тем же кнессетом, способным разве что на политическое жульничество и шантаж правительства. В-третьих, Нетаниягу еще до выборов дает понять ШАС, что он усвоил уроки, преподанные этой партией ему и Бараку. В-четвертых, даже если 6 февраля состоятся выборы и на них победит Барак или Шарон, все равно из-за нынешнего состава кнессета победителю придется инициировать вотум недоверия и идти на всеобщие выборы. А уж на них Нетаниягу будет победителем.

Этим шагом, за которым, по сведениям из достоверных источников, стоит лидер оппозиционной партии "Наш дом - Израиль" Авигдор Либерман, бывшая правая рука Нетаниягу и один из сторонников смены нынешнего состава парламента, Биби как бы показывает налогоплательщикам, что он - последний из политиков, кто хочет тратит народные деньги на ненужные политические игры. Источники в канцелярии премьер-министра сейчас утверждают, что Барак с самого начала знал, что Биби включится в игру, а его "трюк" был направлен лишь на то, чтобы обойти конкурентов в своем стане.

18 декабря кнессет проголосует по двум законопроектам - о роспуске кнессета и о предоставлении "просто гражданам" права баллотироваться на "особых" выборах главы правительства. Самое главное до сих пор остается неизвестным - какой вопрос будет поставлен на голосование первым. Если кнессет выскажется за самороспуск (напомним, ШАС скорее всего проголосует "против", Ликуд - "за"), то все вопросы будут сняты. Если же сначала будет поставлен на голосование "закон Нетаниягу", то скорее всего депутаты от "Ликуда" его провалят, чтобы поставить ШАС перед жестким выбором - или все его 17 человек остаются в кнессете с Бараком, или с Биби - но не все 17. Плохие времена для ШАС, и плохие для Барака, у которого остался один козырь на выборах - мирный договор с палестинцами, который нужно состряпать за полтора месяца. Можно себе представить, что это будет за договор. У "солдата номер один" есть еще полтора месяца. Над "озабоченным гражданином" вообще не каплет. В проигрыше только Израиль - но ему, похоже, не привыкать.

Максим Поляков, 18.12.2000