статья "Бороться с экстремизмом в исламе мешает его плюрализм"

Наталия Бабасян, 23.11.2001
Фото Reuters

Фото Reuters

Правомерен ли термин "исламский экстремизм? На вопросы Граней.Ру отвечает исламовед Алексей Кудрявцев, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН.

Наталия Бабасян: В день, когда в рамках операции "Стойкая свобода" начались бомбежки Афганистана, Осама бен Ладен в телевыступлении объявил, что отныне мир разделен на верующих и неверующих. Это заявление придает какое-то новое, религиозное звучание конфликту?

Алексей Кудрявцев: Небольшое уточнение: бен Ладен говорил не о верующих и неверующих, а о верных и неверных. Неверующий - это атеист, а неверный - это не мусульманин. Это разные вещи. Человек может быть христианином, и с точки зрения мусульманина он будет неверным, но не будет неверующим.

Ничего нового бен Ладен не сказал, а лишь повторил то, что всегда говорил о сущности своего конфликта с Израилем, США и теми, кто их поддерживает. Еще в 1998 году бен Ладен создал "Фронт борьбы против иудеев и крестоносцев", и уже тогда был объявлен джихад Америке. В глазах исламистов с крестовыми походами отождествляется не христианство вообще, а агрессивное христианство, и западный мир, который ведет, по их мнению, агрессию против мусульман является продолжателем дела крестоносцев.

В представлении бен Ладена истинные мусульмане должны вести войну прежде всего против Израиля и против Америки как гаранта его существования. Связано это с представлением о том, что все в мире мусульмане составляют единую общность - умму. И если кто-то отнял кусок земли, принадлежавший этой умме, открытый мусульманами для ислама, и тем более создал на этой земле на ней государство, значит, это государство враждебно мусульманам и против него нужно бороться.

Кроме того, Палестина рассматривается мусульманами как священная земля: в Иерусалиме находится мечеть Аль-Акса, третья по значению святыня ислама. В то же время среди ультраортодоксальных иудееев существует группа, которая призывает разрушить мечеть и восстановить Иерусалимский храм. В глазах мусульман, это не мнение отдельных экстремистов, а стратегия самого государства: они уверены, что этим закончится, если мусульмане не будут противостоять Израилю.

Америка, помимо того, что является гарантом существования Израиля, для исламистов воплощает авангард той цивилизации, которая в корне враждебна исламскому проекту. Ценности, на которых базируется Америка и которые она весьма напористо экспортирует в окружающий мир, полностью противоположны исламским ценностям. А террор - это просто один из методов. Поскольку мусульмане не могут бороться с Америкой на равных, что признает и сам бен Ладен, и все мусульмане этого направления, они считают себя вправе использовать и такие методы.

Н.Б.: Мы все время слышим выступления представителей ислама, которые говорят, что ислам - это мир. Западные политики постоянно говорят: мы не воюем с исламским миром, мы воюем с террористами. Бен Ладен говорит "это джихад". Хотелось бы понять, какую роль во всем происходящем играет ислам.

А.К.: Мне кажется неверным и утверждение, что это война ислама против "неислама", и то, что ислам здесь вообще ни при чем. Ислам как религия не несет ответственности ни за терроризм, ни за конфликты вообще. Потому что конфликты возникают по другим причинам, а религиозные аргументы подверстываются для оправдания конфликтующих сторон. Но с другой стороны, тот факт, что очень много организаций, называющих себя исламскими, осуществляют вооруженную борьбу и акты террора, не случаен. Важно понимать, где здесь ислам "при чем" и где "ни при чем".

Экстремизм, терроризм, который принято называть исламским, - это крайняя форма проявления исламистской идеологии, которая определенным образом ислам структурирует, переосмысливает, превращает в руководство к действию в повседневной жизни и мыслит ислам как политическую систему, альтернативную всем светским учениям. Появилась она тогда, когда в мусульманский мир стали активно проникать идеи светского государства, светского общества, отделения религия от государства. Первые такие организации активистов появились в первой трети XX века, между двумя мировыми войнами. Самой крупной из них было "Общество братьев-мусульман", которое в конце 20-х годов появилось в Египте. Именно они провозгласили, что ислам - это не только религия, но и общественно-политическая доктрина, так что истинный мусульманин должен не только читать Коран и молиться пять раз в день, но и интересоваться делами всей мусульманской общины, быть неравнодушным к тому, что происходит в его стране.

Н.Б.: Некоторые радикально настроенные исследователи сейчас утверждают, что определенная агрессивность заложена в самом исламском вероучении.

А.К.: На самом деле Коран призывает мусульман прежде всего жить в мире и братстве друг с другом. Кроме того, он рекомендует быть терпимыми к "неверным" (иноверцам). В то же время в нем говорится, что необходимо воевать с теми неверными, которые выступают в роли врагов Аллаха и мусульман. Кто же эти враги? Те, кто нападает на мусульман, кто запрещает ислам или его распространение. То есть речь идет прежде всего об оборонительной войне. Но мы знаем, что с помощью казуистики очень легко жонглировать всеми понятиями. И агрессивная война может быть представлена как оборонительная, это известно из истории не только мусульман. В Евангелии никакого оправдания насилия против врагов нет, но это не мешало средневековой Европе проводить крестовые походы.

Я считаю, что на ислам ни в коем случае нельзя возложить ответственность за терроризм, но в то же время сказать, что ислам тут вообще ни при чем, тоже невозможно: те, кто осуществляет террористические акты, находят в исламской доктрине аргументы в оправдание таких действий, называя своих противников врагами Аллаха и мусульман.

Н.Б.: Но как тогда найти противоядие? Предположим, например, что западные мусульмане встали и сказали: "Мы не считаем бен Ладена мусульманином. То, что он делает, противоречит доктрине ислама". Это было бы выходом?

А.К.: Лидеры мусульманских общин Запада являются не более чем посредниками между общинами и государствами, где они проживают. Но они не являются бесспорными религиозными авторитетами. Потому что в исламе церкви нет, высшей духовной инстанции для всех нет, есть только люди, которые могут пользоваться уважением в качестве религиозных лидеров. Допустим, какому-то муфтию не нравится бен Ладен или он в силу какой-то лояльности государству, может быть, вопреки своему религиозному чувству, говорит, что бен Ладен занимается чем-то не тем. Но это не мешает радикально настроенным мусульманам думать иначе и считать, что именно бен Ладен олицетворяет собой истинное мусульманство.

Наталия Бабасян, 23.11.2001