Персидские мотивы в борьбе с террором
Российско-иранский Договор о военно-техническом сотрудничестве, подписанный во вторник, 2 октября, подвел черту под гаданиями, будет ли Москва совмещать свое пребывание в международной антитеррористической коалиции с продажей оружия Ирану - государству, подозреваемому западным сообществом в покровительстве исламским террористическим организациям. Ответ очевидный - будет. И еще как будет.
Еще в марте, во время визита в Москву президента Ирана Мохаммада Хатами, были практически согласованы объемы и сроки поставок российских вооружений. Речь идет о приобретении Тегераном российских систем противовоздушной обороны, штурмовиков Су-25 и патрульных катеров для военно-морских сил, а также о модернизации 35 истребителей МиГ-29 и 24 фронтовых бомбардировщиков Су-24. Реализуя рассчитанную до 2010 года программу модернизации национальных вооруженных сил, Тегеран готов приобрести у России более 400 танков, до 4 тысяч боевых машин пехоты, десятки вертолетов, сотни реактивных систем залпового огня. Для российского военно-промышленного комплекса открываются головокружительные перспективы - иранский оружейный рынок обещает России в ближайшее десятилетие 7 миллиардов долларов. Уже в 2002 году прибыль от военной торговли с Тегераном составит 300 миллионов долларов.
К этому добавим выгодные контракты на строительство и ремонт судов, заключенные с "Северной верфью" и Выборгским судостроительным заводом, и участие России в проекте Большого европейского транспортного кольца (новый марштрут судоперевозок из Европейской части России в Азию). Речь идет о сотнях миллионов долларов. И заинтересованные лица, особенно в Минобороны, сделали все, чтобы договор о военно-техническом сотрудничестве был подписан.
Надо заметить, иранская сторона проявила максимальную гибкость, пытаясь помочь России сохранить благородную мину при столь сомнительной игре. Тегеран активно выступил против международного терроризма, осудив теракты в Америке, сделал ряд заявлений, не оставляющих сомнений в его приверженности общечеловеческим ценностям и принципам ООН. Это дало возможность Москве указать мировому сообществу на белизну одежд иранских лидеров и чистоту их помыслов. Понятно, что особое старание проявил глава Минобороны РФ Сергей Иванов. При подписании договора он заявил, что "Россия и Иран, к сожалению, давно знают, что такое терроризм", что именно они "подвергались и подвергаются акциям со стороны международного терроризма", что они рука об руку помогали и помогают войскам "Северного альянса". Словом, эту дружбу "не задушишь, не убьешь".
Ободренный поддержкой Москвы, министр обороны Ирана адмирал Али Шамхани посетовал на двойные стандарты Запада, не обращающего внимание на гнезда терроризма, раскиданные по странам Старого Света и самой Америки. И предостерег "кое-кого", кто желает под предлогом борьбы с терроризмом решать вопросы "упрочения своего присутствия в регионе".
Так министры в нескольких словах обозначили магистральные пути своего сотрудничества. Скрепленное оружием, оно явно должно послужить противовесом якобы имеющимся у США планам прочно обустроиться в Центрально-Азиатском регионе, в частности, навязать свой сценарий возрождения Афганистана.
Вряд ли этот новый союзник России в борьбе с международным терроризмом придется ко двору коалиции Европы и США. Скорее всего в Вашингтоне, оценивая накануне решающих битв надежность Москвы как партнера, сделают существенную поправку на ее проиранские настроения.
Статьи по теме
Персидские мотивы в борьбе с террором
Вряд ли этот новый союзник России в борьбе с международным терроризмом придется ко двору коалиции Европы и США. Скорее всего в Вашингтоне, оценивая накануне решающих битв надежность Москвы как партнера, сделают существенную поправку на ее проиранские настроения.