Сергей Ковалев: Султыгов должен ответить за свои слова
Спецпредставитель президента РФ Абдул-Хаким Султыгов, обвинивший правозащитников в связях с международным терроризмом, должен уточнить, какие правозащитные организации он имел в виду, либо принести публичные извинения. Об этом заявил в интервью Граням.Ру депутат Госдумы Сергей Ковалев.
"Султыгов проявил осторожность - сделал свое заявление в такой форме, что его нельзя привлечь к суду, - признает Ковалев. - Но общественных организаций, работающих в Чечне, очень мало, они все известны наперечет. Думаю, вполне уместно заставить Султыгова прямо назвать, кого именно он имел в виду. Например, я имею честь принадлежать к обществу "Мемориал". У нас в Чечне есть наша постоянная действующая миссия. Нас имел в виду Султыгов? Нет? Тогда кого? Human Rights Watch? В конце концов, человек должен нести отстветственность за свои слова! А если он никого не может назвать, тогда должен принести публичные извинения".
Ковалев охарактеризовал спецпредставителя президента как "человека "Чего изволите", ловца конъюнктурных и карьерных преимуществ". "Султыгова я знаю давно, - рассказал он "Граням", - еще со времен первой чеченской кампании. Он тогда был помощником некого Мавлена Салимова, аппаратного работника при Дудаеве, а еще раньше помощника Завгаева. Тогда Султыгов выступал как ярый сторонник шариатского правления и суда, государственного суверинитета Чечни. Я отлично помню, как он патетически упрекал Олега Орлова (одного из руководителей "Мемориала". - Ред.) и меня в том, что мы не понимаем чаяний чеченского народа. Шариат, и только шариат, говорил он, соответствует духу и обычаям чеченцев и будет играть прогрессивную роль в будущем развитии суверенной Чечни. Потом Султыгов, как вы понимаете, вдруг стал пропагандистом и убежденным сторонником Москвы. Такой поворот на 180 градусов просто так не происходит, для него нужные очень важные условия. На самом деле все очевидно - человек делает карьеру. И на новом посту старается отвечать духу этой власти - занимается мутной политикой".
Сергей Ковалев считает, что Султыгов, игнорируя свои прямые обязанности - защиту прав человека, выступает пропагандистом Кремля, пытаясь всех убедить в том, что "в Чечне происходит положительное развитие, трудности военного времени уже позади, налаживается мирная жизнь, приветствуемая чеченским населением", то есть "выдает всякое официальное вранье".
Руководитель московского бюро Human Rights Watch Анна Нейстат, комментируя заявление Султыгова, также посоветовала ему заняться своими прямыми обязанностями.
Комментарий
Султыгов не из тех, кто бьет в колокола, не заглядывая в святцы. Он вышколенный чиновник. И если решился обвинить правозащитников в связях с международным терроризмом, то, стало быть, пришло для этого время.
Медленно, но верно Чечня закрывается. В том числе как тема для общественных дискуссий. Но закрыть Чечню герметично, чтоб оттуда ни звуку, ни духу, кроме мажорных репортажей с полей и новостроек, при наличии свободных СМИ и правозащитников физически невозможно. С журналистами дело худо-бедно движется. Чужие, не проверенные на лояльность властям, в Чечне почти не ходят. На ТВ чеченские материалы просеиваются через целую систему фильтров. Еще немного, и даже не внешние, а внутренние цензоры окончательно обезопасят телеэфир от политически ошибочных сюжетов из Чечни. А кто будет упираться, тот окажется втянутым в спор хозяйствующих субъектов. С предсказуемым исходом.
Другое дело правозащитники. К ним найти подходы трудно. Не говоря уже о том, что в их головах отродясь внутренних цензоров не водилось. И заявление Султыгова – это легкое, почти воздушное обозначение направления удара. Вряд ли дело дойдет до такой глупости, как официальное обвинение, скажем, "Мемориала" в связях с международным терроризмом (хотя зарекаться не стоит). Но высосать из пальца какое-нибудь прокурорское предостережение менее известным общественным организациям, работающим в Чечне и Ингушетии, это подчиненные Устинова, конечно, могут. И султыговское вранье – по сути, внятный намек Кремля на свои неограниченные возможности разобраться с инакомыслящими.
Дословно
Абдул-Хаким Султыгов
Международная террористическая сеть, не имея официальных СМИ и министерств иностранных дел, ведет эффективное политико-пропагандистское сопровождение своей террористической деятельности, в том числе при помощи неправительственых организаций... Необходимо проверить, откуда некоторые неправительственные организации берут деньги на свою деятельность.
НТВ, 22.03.2003
Террористическая деятельность идет рука об руку с психологической войной, пропагандистским и нравственным террором со стороны псевдоправозащитных организаций. Такие организации... вводят в заблуждение международное общественное мнение, умело комбинируя правду, полуправду и откровенную ложь.
"Время новостей", 23.07.2003
Александр Черкасов
Если Султыгов имеет в виду финансирование правозащитных организаций западными фондами, то он не представляет, насколько жестко там контролируются все финансовые потоки... Я бы порекомендовал Султыгову заняться не пропагандой, а проверкой средств в вверенной ему зоне - Чечне, где расходование денег сложно проконтролировать даже Счетной палате.
НТВ, 22.03.2003