статья Дары данайцев

Владимир Абаринов, 07.02.2001

Нет, никогда не понять русскому загадочную американскую душу. В Вашингтоне совершился мирный переход власти. Бывший президент вежливо передал новому бразды правления. Почтил присутствием инаугурацию. И безропотно отправился восвояси отсыпаться и жить частной жизнью. А ведь мог бы, воспользовавшись сложностями, возникшими при подсчете голосов, объявить себя, к примеру, пожизненным президентом и распустить Конгресс. Однако и тут нашли к чему придраться. Народ и пресса повели себя, прямо скажем, неинтеллигентно. Интеллигент, учил Чехов, не тот, кто не капает вареньем на скатерть, а тот, кто не замечает, когда другой капнул.

Ничего подобного не припомнят даже ветераны государственной службы. Персонал президентского самолета, на котором Клинтоны убыли из столицы в Нью-Йорк в обществе многочисленных друзей, родственников и соратников, хватился на обратном пути посуды, салфеток и полотенец. Как тут заметишь пятна на столовом белье, когда положительно не замечаешь того, на чем эти пятна могли бы быть оставлены! Ни тарелок, ни бокалов, ни ножей с вилками - друзья и соратники прихватили с собой на память решительно все, что смогли унести, включая пледы и подушки с президентским клеймом.

Дальше - больше. В понедельник новые чиновники Белого дома пришли в присутствие и обомлели. Их предшественники аккуратно сковырнули с казенных кибордов букву W и поставили на жесткие диски порнобомбы. Повсюду груды мусора. Дурацкие надписи на стенах. Телефоны или не работают, или соединяют неправильно. Матушка одного из новоиспеченных сотрудников позвонила ему поздравить с первым трудовым днем на новом месте и услыхала от автоответчика такое хамское приветствие, что неинтеллигентность из нее так и поперла. Ах ты, боже мой, какие нежности! Другие бы радовались, что их туда вообще пустили, а эти нет. Иначе как вандализмом действия прежней команды не называют. Убытков насчитали на 200 тысяч.

Но и это оказалось еще не все. Клинтоны съехали из Белого дома с большим багажом. За восемь лет накопилось у них подарков на 190 тысяч долларов - главным образом мебель, фарфор, столовое серебро, ковры, произведения искусства и кое-какой спортивный инвентарь. Стивен Спилберг, например, преподнес Клинтонам фарфоровый сервиз за 4920 долларов, Джек Николсон - клюшку для гольфа за 350, Сильвестр Сталлоне - боксерские перчатки за 300. Клинтонов можно понять. В хозяйстве, говорил гоголевский Осип, и веревочка пригодится. Они уже 22 года мыкаются по казенным квартирам, не имея своего угла, а теперь им надо обживать сразу два больших дома. Никаких законодательных ограничений на подарки главе государства в США не существует. Опись имущества вместе с именами дарителей опубликована. Какие претензии, господа?

Претензии нашлись. Спилбергу с Николсоном от президента, понятное дело, никаких благ не требовалось. Но обнаружилась среди дарителей дама, которой только президент и мог посодействовать: ее бывшему мужу, миллиардеру Марку Ричу, 17 лет назад предъявлены обвинения в уклонении от налогов на рекордную в истории американских финансовых преступлений сумму - 48 миллионов долларов. Рич живет в Швейцарии близ Люцерна, по-прежнему ворочает громадными капиталами, ведет светский образ жизни и ничуть не опасается экстрадиции, поскольку швейцарское правосудие уклонение от налогов уголовным преступлением не считает. Но Ричу желательно было беспрепятственно путешествовать по свету. Не в пример опрометчивому Павлу Бородину, он перед каждой поездкой был вынужден наводить юридические справки, не захлопнется ли мышеловка во время визита. Теперь Рич от этой головной боли избавлен: в последний день пребывания у власти Билл Клинтон подписал ему помилование.

Выяснились и другие неприятные подробности. Наиболее ценные подарки поступили в самом конце прошлого года, причем первая пара через посредников просила своих благодетелей поторопиться с оплатой. Спешка объясняется просто: в качестве президента и его супруги Клинтоны могли принять столько подарков, сколько хотели, а вот стоимость каждого подарка сенатору Клинтон и ее супругу ограничена суммой в 50 долларов. Ну разве не насмешка - даже пары боксерских перчаток не подаришь. Приведение к присяге Хиллари Клинтон было назначено на 3 января - потому она так и торопилась с закупкой товара. Видимо, чтобы не нарушать единство стиля, выбором подарков руководила одна из подруг Хиллари - дарителям оставалось лишь оплатить счета. Некоторые газеты утверждают, что дело обстояло еще смешнее: дама с 22-летним стажем замужества, Хиллари Клинтон зарегистрировалась в своем любимом магазине как новобрачная. У американских женихов и невест есть такой циничный обычай: перед свадьбой они приходят в магазин и выбирают предметы обихода, которыми им было бы желательно обзавестись, а гости потом лишь тычут пальцем в список и платят за покупку. Не надо ломать голову и оригинальничать, к тому же есть гарантия, что не подарят пять одинаковых чайников. Этой услугой якобы и воспользовалась сенатор Клинтон. Магазин, впрочем, опровергает эти сведения.

Криминала нет, а все же неприятно. В 1979 году Джимми Картер покинул Белый Дом с двумя индейскими горшками, правда, антикварными, барометром, часами и двумя книжками. После нескольких дней раздумий Клинтоны заявили, что оплатят подарки последнего года, хоть и не видят никакой своей вины. Но журналисты уже не хуже Остапа Бендера намертво вгрызлись в список и пошли по следу, чуя запах крови. И докопались до полного неприличия. Двое дарителей, оба мебельные фабриканты, заявили, что дарили имущество не лично Клинтонам, а Белому дому. В доказательство чего предъявили благодарственные письма, одно из них за подписью первой леди, из которых явствует, что вещи войдут в коллекцию президентской резиденции. Письма факсимильно опубликованы Washington Post.

Личными подарками президенту и членам его семьи и пожертвованиями в пользу Белого дома занимаются два разных ведомства. Каким образом могла произойти бюрократическая ошибка, никто понять не может. Клинтоны сказали, что уважают волю дарителей и будут счастливы вернуть предметы мебели по назначению. Возвращению подлежат две софы, стул и оттоманка, а также кухонный стол и четыре стула общей стоимостью 28 тысяч долларов. Добились своего, крохоборы.

Клинтон, кстати, имеет возможность быстро наверстать упущенную выгоду: фестиваль песни в Сан-Ремо приглашает его выступить за 100 тысяч долларов. Почему бы и нет, выступал же в Сан-Ремо сам Михаил Сергеевич Горбачев, рассказывал про глобализацию и многополярный мир. Клинтона организаторы просят взять с собой саксофон. Ах ты, батюшки! А инструмент, часом, не дареный? Помнится, у Ельцина на даче в свое время нашелся какой-то саксофон в кустах.

Владимир Абаринов, 07.02.2001