статья Сценарии (что было бы, если бы)

Владимир Абаринов, 17.12.2000

Замысловатые сценарии, по которым могут развиваться события при плотном соперничестве кандидатов, до выборов рассматривались лишь как чисто теоретически. Теперь уже никто не говорит, что сценарии эти маловероятны. Напротив - оказалось, что в такой ситуации только они и вероятны.

При внимательном анализе выясняется, что Буш мог воспользоваться той же тактикой, что и Гор, и оспорить итоги голосования в ряде штатов. Помимо Флориды, незначительный разрыв был в Нью-Мексико. Если бы Буш отспорил этот штат с его 5 выборщиками, счет стал бы 262:251 в пользу Гора. Наиболее тонкая стратегия Буша могла бы состоять в том, чтобы затеять спор о итогах выборов в Висконсине и всемерно затянуть разбирательство, в чем губернатор-республиканец Томми Томсон, надо полагать, оказал бы однопартийцу полное содействие. Если бы ни флоридская, ни висконсинская тяжба не закончились к 18 декабря, то коллегия выборщиков проголосовала бы без этих двух штатов и голоса распределились бы поровну - 251 к 251.

Без сомнения, такой или аналогичные варианты изучались командой Буша. Губернатор отказался от них по причине дальнейшей непредсказуемости. Более эффективной была признана тактика принципиального несогласия с процедурой ручного пересчета. Республиканцы ни в одном штате не оспорили итоги голосования, и, как видим, именно эта позиция в конце концов принесла им успех.

Другой механизм, менее предпочтительный по политическим соображениям, но вполне эффективный -назначение выборщиков флоридским Законодательным собранием, в обеих палатах которого доминируют республиканцы. В Конституции США сказано, что каждый штат назначает выборщиков "в порядке, установленном его легислатурой". Этот механизм был запущен, нижняя палата утвердила список выборщиков за Буша, а Сенат не сделал этого только потому, что Гор капитулировал. Но если бы Гор выиграл в Верховном суде США, этот сценарий стал бы для республиканцев основным.

Почему вариант с затягиванием флоридского спора не устраивал республиканцев? Если штат по тем или иным причинам не назначил своих выборщиков, коллегия выборщиков голосует без них. Вопрос в том, учитывать ли эти отсутствующие голоса при подведении общего итога. Конституция гласит, что кандидат, чтобы быть избранным, должен набрать более половины голосов в коллегии выборщиков, то есть 270 из 538. Если 25 флоридских выборщиков вычесть, то общее число составит 513, и Гор со своими 267 выборщиками становится президентом. Но ни в каком законе не написано, что не голосовавших выборщиков следует вычесть. А если не вычитать, то половины голосов не набирает ни один из кандидатов. Точно такой же результат вполне мог получиться и без всякого спора - 269:269.

Если выборщикам не удается избрать президента и вице-президента, право избрания переходит к Конгрессу. Конституция гласит, что в этом случае президента избирает Палата представителей, а вице-президента - Сенат. Причем нижняя палата голосует по особой процедуре: голосуют не члены палаты, а штаты, у каждого из которых один голос. Таким образом, штат, в чьей делегации больше республиканцев, отдаст свой голос Бушу, тот, где больше демократов - Гору, а штаты, в которых тех и других поровну, не будут голосовать вовсе. Бушу опасаться как будто нечего - республиканцы контролируют делегации 29 штатов. Но при отсутствии фракционной дисциплины некоторые республиканцы вполне могут проголосовать за Гора. О таком своем намерении заявляла, в частности, республиканка от Мэриленда, в делегации которого как раз сложился паритет. Конгресс должен решать и задачку с отсутствующими выборщиками. Если бы Гор в результате нового пересчета получил перевес во Флориде, а флоридская легислатура тем временем назначила бы выборщиков, в штате голосовали бы два состава выборщиков - один за Гора, другой для Буша. Оба протокола поступили бы в Конгресс, который опять-таки должен был бы решать, какой из двух составов дисквалифицировать. Однако в двух последних случаях голосовали бы уже не штаты, а конгрессмены. В нижней палате у республиканцев большинство всего в пять голосов, поэтому у них опять-таки есть повод опасаться перебежчиков. В Сенате же голоса распределились ровно пополам - 50 на 50. Но есть еще председатель Сената, и это не кто иной, как Эл Гор. Таким образом, верхняя палата могла избрать вице-президентом Джо Либермана, а нижняя зайти в тупик и не избрать никого (например, отклонив оба флоридских протокола). В этом случае президентом стал бы Либерман, которому ничто не помешало бы назначить Гора своим вице-президентом, а затем уйти в отставку. Конгресс был бы обязан утвердить Гора в должности президента, после чего Гор, если бы пожелал, мог назначить Либермана вице-президентом.

Конечно, когда анализировались все эти варианты, точный расклад в палатах не был известен. Например, всего за несколько дней до капитуляции Гора после повторных пересчетов определился победитель на выборах в Сенат от штата Вашингтон -им стала демократка. Трудно было предполагать также, что в Миссури в Сенат изберут покойника, тоже демократа. Если бы республиканцы выиграли хотя бы еще один сенаторский мандат, демократам не помог бы голос Гора и верхняя палата тоже не смогла бы сделать выбор.

Конституция жестко определяет момент сложения полномочий действующего президента - полдень 20 января - и не предусматривает никаких повторных или досрочных выборов. В этот день председатель Верховного суда должен будет привести к присяге назначенного Конгрессом временного президента, которым по должности становится спикер Палаты представителей республиканец Деннис Хастерт. Но Хастерт вряд ли захотел бы уйти со своего нынешнего комфортабельного поста ради сомнительной чести погостить в Белом Доме. Следующим в списке значится исполняющий обязанности председателя Сената 98-летний Стром Термонд, но и он скорее всего отказался бы, потому что с его уходом из верхней палаты республиканцы потеряют там большинство. Согласно существующей субординации, если все вышеперечисленные лица не могут вступить в должность президента, в нее вступает госсекретарь, то есть Мадлен Олбрайт. Однако Конституция требует, чтобы президент был урожденным гражданином США, а Олбрайт - уроженка Чехии. Далее в перечне следуют министр финансов Лоуренс Саммерс, министр обороны Уильям Коэн и министр юстиции Джанет Рино.

Получается, начни Буш оспаривать итоги голосования - и к власти не мытьем, так катаньем приходит все та же шайка демократов. Вот почему, как представляется, эксперты Буша отказались от этой тактики, на чем, кроме всего прочего, заработали политический капиталец. В своих исках в Верховный суд США они апеллировали к Конституции, к принципу равной защиты прав, а также к принципу разделения властей, а их кандидат ни разу не сказал, что не хочет в Белый Дом. Демократы же, включая Гора, постоянно твердили, что для них важен не Белый Дом, а судьбы американской демократии, что, конечно же, фарисейство.

Владимир Абаринов, 17.12.2000