Гор поступил как джентльмен
Когда осажденная крепость капитулирует, израненному коменданту полагается выйти навстречу победителю и вручить ему свою шпагу, предварительно поцеловав клинок.
Для Эла Гора этот торжественный момент наступил в понедельник 12 декабря, ровно в 10 вечера по восточному поясному времени. В этот час дежурившие у здания Верховного cуда США продрогшие репортеры, задыхаясь от мороза, листали постановление на 65 страницах в поисках приговора. Суд не сказал, что Гору пора сдаваться. Суд не занимается разрешением политических споров. Суд сказал, что надо сделать, чтобы начать тяжбу с самого начала.
Получив вердикт, вице-президент, его адвокаты и ближайшие советники погрузились в его тщательное изучение и к рассвету убедились, что им оставлен лишь теоретический шанс на успех. Из стана демократов стали доноситься сообщения о том, что Гор принял решение сложить оружие и готовит обращение к нации. Однако относительно формулировок сведения поступали противоречивые. Гор не признАет поражения, утверждали источники. Он лишь скажет, что решение суда ставит его в безвыходное положение и он снимает свою кандидатуру.
Страна извела себя домыслами. В 10.20 утра Гору позвонил из Белфаста Клинтон. Пресс-служба Белого Дома сказала, что это была частная беседа, которая продолжалась около пяти минут. Президент решил изучить решение Верховного суда и дождаться речи Гора, прежде чем высказываться самому.
Вице-президент не стал отменять приглашения на рождественскую вечеринку, разосланные задолго до рокового дня. В восемь вечера он попрощался с гостями и отправился в свой рабочий кабинет. Ровно в девять он появился перед камерами в сопровождении жены, детей, Джо Либермана и его жены и сообщил, что только что позвонил губернатору Бушу и поздравил его с победой на выборах. Гор сделал это во второй раз. Первый раз он капитулировал в ночь после выборов, но затем взял свои слова обратно.
Он поступил как джентльмен. Исполнил ритуал полностью, с легкой грустной улыбкой, соблюдая до тонкостей политический этикет. Бог весть, чего это ему стоило.
"Почти полтора столетия назад сенатор Стивен Дуглас сказал Аврааму Линкольну, которому он только что проиграл президентские выборы: "Партийная неприязнь должна уступить патриотизму. Я с вами, г-н президент, и благослови вас Господь". Точно в таком же духе я говорю избранному президенту Бушу, что межпартийную вражду нужно отбросить в сторону. Благослови Господь его служение этой стране. Ни он, ни я не предвидели такой длинной и трудной дороги. Конечно, никто из нас не хотел, чтобы это произошло. Но так случилось, и теперь все завершено, решено так, как и должно было быть решено - при помощи институтов нашей демократии".
Гор посрамил ястребов собственного лагеря, которые говорили, что он ни за что не признает поражение, а лишь отзовет свою кандидатуру.
"Теперь сказал свое слово Верховный суд Соединенных Штатов. Не должно быть никаких сомнений: хотя я совершенно не согласен с решением суда, я принимаю его. Я принимаю окончательный итог, который в понедельник будет подтвержден коллегией выборщиков. И сегодня, ради единства народа и во имя нашей демократии, я признаю свое поражение."
Помимо соотечественников, Гор обратился к мировому сообществу с дружеской рекомендацией.
"Не стоит рассматривать этот спор как проявление слабости Америки. Сила американской демократии проявляется наиболее наглядно в трудностях, которые она преодолевает".
Чем он теперь займется? Он пока не знает. Знает лишь, что проведет Рождество с семейством в Теннесси и починит там несколько заборов - в прямом и переносном смысле.
Сложно сказать, что имел в виду Гор под заборами в переносном смысле. Но ушел он, без сомнения, достойно.
Часом позже на экранах предстал Буш-младший в совершенно другом интерьере. Он устроил свою первую речь в звании избранного президента в законодательном собрании Техаса, при полном кворуме законодателей. Первым долгом он отдал должное своему бывшему сопернику.
"Вице-президент Гор и я вложили в эту кампанию свои сердца и надежды. Мы отдали все без остатка. Мы испытываем одни и те же чувства. Поэтому я понимаю, какой трудный момент наступил для вице-президента и его семьи. У него выдающиеся заслуги в деле служения стране в качестве конгрессмена, сенатора и вице-президента".
Впрочем, Буш скажет еще много речей. Гор сказал свою последнюю и самую главную.
Текст речи Альберта Гора - Lenta.Ru, 14.12.2000