статья У них первый был вопрос - свободу Африке!

Владимир Абаринов, 27.06.2002
Фото AP

Фото AP

Американская пресса так настойчиво писала о том, что на встрече лидеров G8 в Кананаскисе будет доминировать новый план палестино-израильского урегулирования, что хозяева саммита сочли нужным специально заявить: план планом, но есть и согласованная повестка дня, и ее надо выполнить. Речь идет прежде всего о масштабной программе финансовой помощи странам Африки. Программа была принята на прошлогодней генуэзской встрече и обсуждалась в марте этого года в конференции ООН по развитию в мексиканском городе Монтерее, где 22 наиболее развитые страны мира взяли на себя дополнительные обязательства по оказанию финансовой помощи беднейшим странам.

В настоящее время 1 миллиард 200 миллионов жителей Земли живут менее чем на один доллар в день. Мировое сообщество намерено к 2015 году сократить это число вдвое. Такова суть глобального плана борьбы с бедностью, принятого в Монтерее. Наибольшую щедрость проявляет Япония: ее ежегодный вклад в борьбу с бедностью - 13 миллиардов долларов. 25 миллиардов в год направляют беднейшим странам 15 стран-членов Европейского союза. Доля Соединенных Штатов самая скромная - 10 миллиардов в год. Это менее одной десятой процента доходов федерального бюджета. Однако министр финансов США Пол О'Нил отвергает обвинения в скупости. По его словам, вопрос в том, как тратить эти средства. Как заявил на монтерейской конференции Джордж Буш, чтобы стать получателем иностранной помощи, недостаточно быть бедной страной. Финансовые ресурсы, сказал он, должны направляться странам, которые "управляются справедливо, инвестируют в благосостояние собственных граждан и поощряют экономическую свободу". Мерилом эффективности помощи должен стать достигнутый результат, полагают в Вашингтоне.

Как ни странно, такая резонная постановка вопроса навлекает резкую критику самих африканских стран, ревниво оберегающих свой суверенитет. Однако логика подсказывает, что США вряд ли изменят свою позицию при нынешней администрации. В Вашингтоне вообще считают, что главный залог экономического здоровья и устойчивого развития - свобода торговли. Всего за год после принятия Конгрессом закона о торговле со странами Африки в течение всего лишь одного года экспорт африканских товаров в США вырос в 10 раз, объем американских частных инвестиций в экономику стран Африки составил миллиард долларов, число созданных рабочих мест измеряется десятками тысяч. Согласно американским оценкам, новое глобальное торговое соглашение избавит от бедности триста миллионов человек, а посему, говорят в Вашингтоне, следует без проволочек начинать новый раунд торговых переговоров - вот и весь рецепт.

Россия к новому раунду относится с тревогой. Об этом говорил недавно Владимир Путин на пресс-конференции в Кремле: если Россия не успеет вступить в ВТО "по старым правилам", процесс ее вступления осложнится и затянется. Что касается Африки, то Москва накануне саммита гордо возвестила, что по масштабам списания долгов африканских стран она занимает почетное четвертое место. При этом, правда, она скромно умалчивает о том, что коррупционные схемы списания задолженности таких стран, как Ангола и Нигерия, остаются предметом уголовных расследований в различных странах Европы.

Лидеры Большой восьмерки в Кананаскисе. Фото Reuters

Естественно, одна из важнейших тем дискуссии в Кананаскисе - дальнейшие меры противодействия терроризму. Страны "восьмерки" видят свою задачу прежде всего в том, чтобы лишить международный терроризм финансирования. Несмотря на оперативно принятые меры, сумма активов, замороженных в 160 странах после 11 сентября, составила всего 116 миллионов долларов. Ясно, что это капля в море: финансовые власти просто не умеют выявлять деньги, которыми оплачивается террор. В апреле "восьмерка" составила перечень лиц и организаций, чьи средства подлежат немедленному замораживанию. В рамках Группы по борьбе с отмыванием денег (FATF) разработаны рекомендации, которым должны следовать правительства. Вполне очевидно также, что целям искоренения терроризма отвечает и борьба с отмыванием криминальных доходов как таковая. Несмотря на ратификацию соответствующей конвенции, Россия пока остается в "черном списке" FATF. В Москве уверены, что дело за малым и бюрократические процедуры будут к осени завершены. Однако есть основания полагать, что дело не только в формальностях: Запад хочет убедиться в наличии у российских властей политической воли к взаимодействию в этой сфере.

Отдельно и подробно лидеры "восьмерки" обсудят ситуацию в Афганистане. Она далека от идиллии - о становлении демократии в многострадальной стране можно говорить лишь с большой натяжкой. Союзники по коалиции понимают, что могут легко утратить контроль за развитием событий. Они подтвердят свои финансовые обязательства, согласованные в январе на токийской конференции доноров, однако структура помощи будет изменена: деньги пойдут на создание и обучение регулярной армии и полиции, восстановление юридической системы, демобилизацию ныне существующих вооруженных формирований и адаптацию их бойцов к мирной жизни, а также разминирование территории Афганистана. Одной из своих важнейших задач "восьмерка" считает сокращение посевов опийного мака. Специальная программа предусматривает субсидирование перехода крестьянских хозяйств на производство обычной сельхозпродукции, а также создание "пояса безопасности" в сопредельных странах.

На какие-либо заявления о Чечне в контексте антитеррористической кампании Москва, судя по всему, не рассчитывает. Всего вероятнее, тщетной окажется и надежда Аслана Масхадова получить публичный ответ на свое послание лидерам G7. Иное дело двусторонние встречи один на один. В Вашингтоне в недавних высказываниях Путина усматривают признание, хотя и с оговорками, как ответственности федерального центра за эксцессы насилия, так и необходимости положить конец этому насилию - именно так здесь интерпретируют фразу "Зачистки нельзя совершенствовать - их нужно просто прекращать". С другой стороны, за три дня до канадского саммита авторитетнейшие эксперты Збигнев Бжезинский, Александр Хейг и Макс Кампелман опубликовали в Washington Post от имени руководимой ими неправительственной организации Американский комитет за мир в Чечне свой план чеченского урегулирования, тщательно продуманный и не ущемляющий достоинство ни одной из сторон конфликта. Учитывая, что президент США навлек на себя весьма резкую критику за отказ от обсуждения чеченской темы в ходе московского саммита, не исключено, что Буш найдет возможность поднять вопрос в Кананаскисе.

В мировой прессе появились сообщения о решении "восьмерки" в течение 10 лет 20 миллиардов долларов выделить России на ликвидацию запасов ядерного, биологического и химического оружия. Об этом заявил премьер-министр Италии Сильвио Берлускони. Однако здесь есть некоторые сложности. Инициатива исходит от Вашингтона, который обещает дать половину этой суммы, если другую половину возьмут на себя другие индустриально развитые страны. Но при этом, как сообщил накануне саммита министр иностранных дел Канады Билл Грэм, доноры желают иметь полную уверенность, что деньги будут истрачены по назначению. "Отчасти препятствия связаны с позицией самих русских, - объяснил Грэм. - Эта помощь будет оговорена весьма строгими условиями. Русские сопротивляются некоторым из этих условий исходя из своего понимания суверенитета, а мы говорим, что не можем тратить деньги налогоплательщиков, не получив никаких гарантий".

Война с международным терроризмом (досье Граней.Ру)
ИНФОРМБЮРО: Саммит G8 в Канаде
ИНФОРМБЮРО: Война с террором

Владимир Абаринов, 27.06.2002