Также: Политика, Мир | Персоны: Илья Мильштейн

статья Гуляй-поле в Генуе

Илья Мильштейн, 23.07.2001
Эпизод субботних столкновений в Генуе. Фото AP

Эпизод субботних столкновений в Генуе. Фото AP

Как и ожидалось, демонстрация антиглобалистов - эта гремучая смесь слета каэспэшников с "Хрустальной ночью" - стала главным событием генуэзского саммита. Погромы, схватки с полицией, смерть молодого Карло Джулиани - вот было картинкой в сводках мировых теленовостей и основной темой для газетных репортажей. Все прочее, включая встречу "восьмерки", осталось на втором плане. Малоинтересно, какие там долги простили беднейшим странам. Чем кончились споры по поводу Киотского договора. О чем беседовали Путин и Буш, Коидзуми и Путин. Три дня мир гадал лишь об одном: сумеют демонстранты прорваться в "красную зону", где немолодые мужчины пытаются, как бы не замечая отвлекающего шума за окнами, решать мировые вопросы, - или антиглобалистов оттеснит полиция. Дважды им удалось прорваться...

Хуже того. Шум за окнами стал одной из самодовлеющих тем в повестке дня G8. Лидеры "восьмерки" пытались даже принять совместную декларацию о своем отношении к демонстрантам. Сообща осмыслить происходящее. Президент РФ заметил, что не испытывает антипатии к бунтующей молодежи.

Лет пятнадцать назад такая реплика вызвала бы скандал и соответствующие комментарии. Тогда весь мир знал, что КГБ поддерживает и поощряет леваков, включая погромщиков и террористов. Сегодня, когда Россия встроена в мировые процессы, для подобных утверждений вроде нет почвы. Тем больше недоуменных вопросов к бунтовщикам: кто они? откуда? зачем?

Ибо стихийные протесты слишком хорошо организованы и оплачены, чтобы всерьез поверить в их стихийность. Чартерные автобусные и железнодорожные рейсы с доставкой в Геную. Передвижные походные кухни, обслуживающие десятки тысяч изголодавшихся по глобализации молодых людей. Тонко просчитанный пиар: мы - мирные люди, а драки с полицией и погромы итальянских лавок осуществляют враги - переодетые полицейские. А что, несчастный Карло Джулиани, застреленный "ментом" в целях самозащиты, тоже был ряженым? Нет, он - невинная жертва жандармской жестокости.

По-видимому, политическая природа не терпит пустоты. На смену труженикам холодной войны явилась глобальная тусовка. Пришли молодые люди с невнятными лозунгами и ясным желанием оттянуться на весь мир. Приехали "идущие вместе", в том числе и наши дорогие соотечественники, жаловавшиеся на бедность. Приехали - и за три дня разнесли Геную по кочкам, так что мэр этого портового города назвал случившееся "настоящей катастрофой". Как Мамай прошел, если обращаться к современным классическим цитатам.

А все же: зачем? Боевики антиглобализации и их лидеры с портретами и ветхими книжками Троцкого, Ленина, Мао объясняют свои действия ненавистью к ликующим, праздно болтающим, преимущественно западным властителям мира. Неприязнью к "новому мировому порядку". Борьбой за права беднейших и обездоленных. Запальчивые их речи звучат громко, но неубедительно. Ибо эгоизм сильных и обнищание слабых - это вовсе не завоевание XXI века, но вечный мотив мировой истории. Быть может, впервые в этой истории политические лидеры без особых подсказок со стороны всерьез задумались на эти темы. Решение простить долги беднейшим странам и беспошлинно разместить их товары на своих рынках заслуживает оценок самых благожелательных, но тусовка к диалогу явно не готова. Во всяком случае, разбитые витрины и сожженные авто - слабоватый довод в дискуссии о глобализации.

При этом подавляющее большинство демонстрантов - европейцы, широко и охотно пользующиеся всеми благами глобальной цивилизации: шенгенскими визами, мобильниками, Интернетом, мягкими законами, позволяющими молодежи всласть бузить на европейских или американских улицах (попробовали бы на родине Мао или бессмертного Ильича). Логики тут искать не надо. Вероятно, агрессия, накопленная в человечестве, требует такого выхода. Вероятно, налаженная жизнь слишком скучна. Вероятно, других способов самовыражения они пока не знают.

Но пройдет еще лет двадцать - и лидеры антиглобалистов сделают неплохую карьеру, подобно Йошке Фишеру, немецкому министру иностранных дел, который в эти дни вспоминал свою бурную молодость и открыто сочувствовал демонстрантам. А массовка состарится и будет за кружкой пива вспоминать былые подвиги, поругивая современную молодежь. За агрессию и бездуховность.

Илья Мильштейн, 23.07.2001